Она кажется неземной и воздушной, в ней –
море обаяния и какая-то таинственная, колдовская притягательность.
Увидев раз ее портрет, невозможно забыть эту девушку, возникающую из
романтической дымки: светлое платье, коса до пояса, огромные
завораживающие глаза. Она почти нереальна.
Рука ювелира месье Бюмера дрогнула –
большой темно-синий сафьяновый футляр оказался тяжел. На помощь
подскочил компаньон – месье Бассанж. Вдвоем они аккуратно поставили
футляр на столик. Шарль Бюмер нажал на потайную пружину, футляр
раскрылся, брызнув бриллиантовым светом.
Эта странная девушка, некрасивая и
кособокая, но поразительно умная и образованная, объявилась в Париже в
одночасье, словно возникла неизвестно откуда. В начале 1790 года на
одном из домов, расположенных на тихой улице де Турнон, появилась
скромная вывеска: «Мадемуазель Ленорман, книготорговец».
Ее звали Мари-Жозефа-Роз де Таше де ла
Пажери. Она родилась 23 июня 1763 года в городке Труаз-Иле на острове
Мартиника, который принадлежал Франции. Там ее отец, родовитый, но
бедный аристократ Жозеф-Гаспар Таше де ла Пажери, служил колониальным
чиновником.
Жюли де Рекамье жила в эпоху
великих потрясений и великих людей. Однако сама она не была ни великой,
ни даже талантливой. Но именно с ее именем ассоциируют ту эпоху в
искусстве.
Образованные аристократы восприняли
воздушные шары только в качестве развлечения, к тому же развлечения для
богатых, ведь на создание шара, наполнение его теплым воздухом
требовались огромные деньги.
Первой профессиональной аэронавткой стала
Софи Бланшар. Мари Мадлен Софи Арманте (такова девичья
фамилия) родилась в небольшом городке Труа-Канон неподалеку от
Ла-Рошели, знаменитого пристанища протестантов.
В России первый полет на монгольфьере
продемонстрировали супруги Жак и Женевьева Гарнерен 20 июня 1803 года в
Санкт-Петербурге. Семейство слыло фанатами полетов, демонстрируя свое
мужество и умение по всей Европе. На шаре летала не только мать
семейства, но и их дочь, а также племянница Гарнерена – Эльза.
Но нашлась в России и истинная
воздухоплавательница. Более того, первая в мире женщина, которая
взлетела не на шаре типа монгольфьер или шарльер, а на самостоятельно
спроектированном (!) воздушном шаре.
В конце XVIII – начале XIX века ее имя
гремело на подмостках обеих российских столиц. Изо всех российских певиц
того времени она единственная вошла в мировую Энциклопедию музыки и
театра. Звали эту талантливейшую певицу-красавицу по-разному: на афише
значилась Лизавета Уранова, а в жизни – Елизавета Семеновна Сандунова.
Россия знает Екатерину I и Екатерину II,
но на троне могла бы появиться и Екатерина III – дочь императора Павла
I. И то, что она не стала добиваться власти, заслуживает особого
внимания. Иначе история могла бы повернуться по-иному…
Ее назвали Екатериной в честь великой
прабабки – Марты Скавронской, которая стала женой Петра I и затем взошла
на престол под именем Екатерины I. От прабабки ей достались красота, ум
и авантюрный характер. Она блистала на балах Европы и поддерживала
легенду о том, что она взбалмошна и легкомысленна, что в любую минуту
может сорваться с места и покатить куда-то. Свет недоумевал: чего ради?
В начале XIX века именно он стал «искусством страсти и
романтики», а балерины прочно завладели сердцами зрителей. И весь мир
восторгался, когда знаменитая итальянская балерина Мария Тальони встала
на пуанты и начала исполнять свои знаменитые «воздушные прыжки» – это
было настоящим открытием в искусстве танца.
Английская писательница Джейн Остин
(1775–1817) – постоянный автор современных экранизаций и сериалов.
Да-да, дама, жившая 200 лет назад, – ныне самый востребованный автор.
Пятьдесят экранизаций за вторую половину XX века.
Если вы думаете, что творчество Джейн
Остин открыло английским женщинам путь в литературу, то это не так.
Десятилетия шли, но дама-литераторша оставалась для окружающих существом
отверженным. Прошло еще 30 лет, прежде чем в английской литературе
появились три имени, продолжившие дело Джейн Остин – развитие женского
романа.
Зимой в Петербурге ночи долгие. То метель
метет, то ветер воет. Улицы пусты. И только огромный дом на Большой
Миллионной каждую ночь вспыхивает сотнями свечей. Странное жилище! Весь
день тут тишина, сумрачные окна тяжелыми портьерами завешены. Но ровно в
полночь дом оживает. Съезжаются гости. В два часа ночи княгиня Авдотья
Голицына дает парадный обед…
Ее звали русской богиней танца. Ее
пленительное имя осталось во всех мемуарах. В нее были влюблены лучшие
мужчины России. Ее образ запечатлен Пушкиным в «Евгении Онегине».
Во второй четверти XIX века об этой
представительнице Малого театра рассказывали легенды. Надежда Васильевна
Репина была совершенно универсальной актрисой: с одинаковым
триумфом играла в трагедиях и комедиях, пела в опере (сопрано) и
выступала в водевилях. Публика ее обожала.