Сразу же за «Грозовым Перевалом» в 1847
году вышел роман и младшей сестры Бронте – Энн. Она назвала его по имени
главной героини «Агнес Грей». В отличие от романтической Эмили
трезвомыслящая Энн не стала выдумывать «грозовой» сюжет – напротив, она
обратилась к реальной жизни, к обычному быту своего местечка и в основу
«Агнес Грей» положила собственный опыт, ведь Энн Бронте много лет
проработала гувернанткой в чужих семьях.
Энн Бронте родилась 17 января 1820 года,
то есть была младше Шартотты на четыре года, а Эмили – на два. С 1835 по
1839 год она проучилась в местной школе у некой мисс Вуллер. И сразу
же, окончив обучение, ушла из несчастливого дома пастора-отца –
устроилась гувернанткой. Было ей тогда всего 19 лет. Семь лет потом она с
перерывами работала в чужих домах. Вот этот печальный опыт и
выплеснулся на страницах ее первого романа «Агнес Грей».
Впрочем, и работая «в людях», Энн
постоянно возвращалась в родительский дом, словно старые стены
притягивали ее, как, впрочем, и всех Бронте. Мрачный дом не отпускал
надолго. Вот и Энн всего-то раз в жизни на день вырвалась в Лондон. И то
потому, что другого выхода не было. Издатель Смит, приняв к печати две
рукописи «Беллов», хотел удостовериться, что автор всех рукописей не
одно и то же лицо.
Стоит признать, что роман «Агнес Грей»
удостоился упоминания в рецензии, правда, через запятую с книгами других
авторов. Зато другой роман – «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» – был
напечатан в 1848 году уже под именем самой Энн Бронте, но принес автору…
скандал. А все потому, что Энн (впрочем, как и все сестры) обожала
брата Патрика и очень переживала, когда хозяин выгнал того со службы.
Конечно, заводить любовную интрижку с женой хозяина было
неосмотрительно, но вся округа знала, что не безыскусный Патрик
соблазнил хозяйку, а та много месяцев сама вешалась ему на шею,
подстерегая в укромных уголках усадьбы. Вот юноша и не устоял. Итог
известен: выгнанный со службы Патрик оказался опозоренным в глазах
общества, начал пить и курить опиум. Вот эту трагическую историю
несчастной любви и падения брата Энн Бронте и описала в своей
«Незнакомке».
Что тут началось! Ведь тема алкоголизма
всегда замалчивалась в обществе. Считалось, что мужчина вправе
пропустить рюмочку-другую. К тому же хозяин-работодатель всегда прав, а
гувернер виноват просто по подчиненному положению. Но Энн храбро описала
в романе, что и гувернер имеет сердце, и он – человек, которого так
просто сделать несчастным, оклеветать, выбросить на обочину жизни.
Словом, общественность заговорила о взаимоотношениях подчиненный –
хозяин, об алкоголизме и наркотиках, как пороках общества. И инициатором
такого сложного разговора стал «бытовой дамский роман»! Недаром критика
назвала его «одним из самых острейших современных романов, обличающих
пороки нынешнего общества». И все удивлялись: почему сама загадочная
писательница не принимет участие в общественной дискуссии.
А Энн Бронте день ото дня чувствовала себя
все хуже. И тогда Шарлотта решила отправить младшую сестренку на
Восточное побережье в Скарборо. Но целебный воздух не помог. 28 мая 1849
года 29-летняя Энн Бронте скончалась. Ее и похоронили в Скарборо – на
то, чтобы привезти тело в фамильный склеп в Хауорт, у Шарлотты не было
средств.
Ну а что же творчество самой Шарлотты Бронте и ее легендарный роман «Джейн Эйр»?
Вспомним, что в решающем для сестер Бронте
1846 году Шарлотта отослала в издательство Лондона три конверта с
романами. «Грозовой Перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн были напечатаны, а
вот роман самой Шарлотты – «Учитель» – отвергнут. Позже, один за
другим, его отклонило еще пять издательств!
Другая начинающая писательница опустила бы
руки, но не Шарлотта! Упрямая девушка снова взялась за перо, и не
прошло и года, как на свет появилась рукопись «Джейн Эйр». И в 1847 году
ее опубликовали!
Тогда еще и Эмили и Энн были живы. Их
«Грозовой Перевал» и «Агнес Грей» уже напечатаны. Правда, рассказывать
отцу о своих успехах они не решались. А вот Шарлотта рассказала о выходе
«Джейн Эйр». Реакция отца оказалась вполне мужской и прогнозируемой: он
испугался. Дочь-писательница – это же шок, осуждение общества. И потому
пастор только прошептал с ужасом: «Дети, никому не говорите про книгу
Шарлотты! Если никто не узнает, то и смеяться не будут!»
Поздно! «Джейн Эйр» разошлась по всей
стране. И не было ни одного журнала или газеты, который не поместил бы
отзыва на нее. И если романы Эмили и Энн имели огромный успех, то слава
«Джейн Эйр» оказалась просто оглушительной. Впрочем, и тут без скандала
не обошлось. Неопытная в литературном мире Шарлотта бесхитростно
посвятила второе издание «Джейн Эйр» великому Уильяму Теккерею, которого
безоговорочно боготворила: «В благодарность за его добрейший отзыв о
моей книге».
Мисс Бронте и предположить не могла, какие
слухи породит это искреннее посвящение. Откуда было знать ей,
безвылазно живущей в заброшенном Хауорте, что сюжет ее романа фатально
совпадает с жизненными коллизиями самого Теккерея?! Жена писателя много
лет была больна неизлечимым душевным расстройством, он прятал ее в
частной клинике, а сам был вынужден нанимать гувернанток для своих
крошечных дочек. И вот, едва прочитав книгу и ее посвящение, пол-Лондона
приписало именно Теккерею роль мрачного и романтического Рочестера, ну а
самой Шарлотте – Джейн Эйр.
Сплетники заговорили о тайной любви, о
том, что Бронте метит на место миссис Теккерей. Шарлотта пришла в ужас,
решила, что от нее, залитой грязью, отвернутся читатели. Но оказалось, в
издательском деле любой скандал – на пользу. Новое издание романа
просто смели с прилавков. Возникли комитеты любителей и почитателей
«Джейн Эйр», начались общественные дискуссии. Вся Англия спорила о
положении душевнобольных людей, о возможности развода с ними, о
зависимости женщин в мужском обществе. Начались разговоры об изменении
законодательства. Впоследствии пришлось констатировать, что именно
«тихий роман о невзрачной гувернантке» породит феминистское движение и
борьбу женщин за свои права. Ну кто бы мог подумать, что простая книга
столь всколыхнет общество?!
Парадоксально, но Шарлотту все эти
дискуссии мало интересовали. Правда, теперь она иногда ездила в Лондон,
но только на пару недель – не могла же она надолго оставить престарелого
отца. Впрочем, мисс Бронте не тяготилась своим положением, она привыкла
все делать сама. Она написала еще два романа («Шерли», 1849 и
«Городок», 1853), с одобрением встреченных критикой и читателями, и даже
начала готовить к публикации «Учителя». А в 1854 году скромный
священник в приходе ее отца, Артур Никколс Белл, повел ее под венец. Ну
как тут не вспомнить таинственного мистера Белла, именем которого
когда-то назвалась Шарлотта? И вот – ирония судьбы или сама судьба? –
мистер Белл материализовался в реальности. Шарлотта была с ним
счастлива. Но однажды супруги попали под дождь, гуляя по вересковым
пустошам. И Шарлотта поняла, что семейная болезнь, чахотка, подобралась и
к ней.
31 марта 1855 года смерть заберет ее на
40-м году жизни. Незадолго до этого Шарлотта признается подруге, Кэтрин
Уинкорт, что не станет обращаться к врачу и встретит смерть в «отваге
духа», поскольку она – последняя из рода Бронте. «Но ты должна хотя бы
написать мемуары, как умоляют тебя литературные критики. Ведь они почти
ничего не знают о жизни твоей семьи!» – попыталась вразумить подругу
Кэтрин. Но Шарлотта только отрицательно покачала головой: «Пусть считают
нас загадочными англичанками. Я хочу унести с собой все литературные и
жизненные тайны – свои и своих сестер».
С тех пор какие только тайны не
приписывали семейству Бронте! Возникла легенда, что сестры занимались
литературой вынужденно. Якобы пастор, который до них жил в приходском
доме, страстно мечтал опубликовать хоть один рассказ, но не сумел. И вот
на смертном одре он наложил на дом заклятие: живущие в нем станут
заниматься литературой, даже против их воли. Есть и романтическая
легенда о том, что сам дом и обитатели старого кладбища требовали от
сестер рассказать истории своих жизней. Словом, как некогда в случае с
Джейн Остин, общество опять не могло смириться с реальным успехом
женщин-писательниц, вот и выдумывало то сплетни, то мистику.
На самом же деле тайна успеха английских
писательниц проста. Они услышали некий «общественный запрос», носящийся в
воздухе. Миллионы женщин, постоянно испытывающие тяжесть быта с его
вечными заботами, мечтали о другой жизни, наполненной пылкими страстями и
романтическими тайнами. Романы Остин и Бронте дали возможность
читательницам пережить эти страсти и романтику, хотя бы на страницах
книг. Именно это «наполнение чувств» оказалось столь привлекательным,
что и по сей день все любовные романы – выходцы из сочинений «загадочных
англичанок». Конечно, были и различия: Джейн Остин дала начало
реалистическому и бытовому направлению, Шарлотта Бронте –
мелодраматическому и детективному, Эмили Бронте – романам женской
«романтики и готики», Энн Бронте – психологическому и социальному
женскому роману. Словом, тайна проста: «загадочные англичанки» открыли
новый пласт в литературе – женский любовный роман. Во всех его ипостасях
А ведь это – большинство книжного рынка XX и XXI веков. |