Она кажется неземной и воздушной, в ней –
море обаяния и какая-то таинственная, колдовская притягательность.
Увидев раз ее портрет, невозможно забыть эту девушку, возникающую из
романтической дымки: светлое платье, коса до пояса, огромные
завораживающие глаза. Она почти нереальна. Трудно даже представить, что
столь беззащитное создание сможет вести обычную жизнь: завтракать,
обедать, ссориться с мужем, стариться, наконец. Кажется, ей
предназначено только возвышенное: романтическая любовь, радостные сны,
милые задушевные беседы.
Вот уже третий век юная Александра
Струйская смотрит с портрета молодого живописца Федора Рокотова с
изумлением и вопросом: где же ожидаемая радость жизни? Но судьба
распорядилась трагически. В жизни этой хрупкой красавицы, как в капле,
отразился весь трагический уклад крепостной России, убивающий мечты и
ломающий судьбы. Как это ни парадоксально, Александра Струйская стала
символом тех страшных лет.
Портрет
– взмах кисти художника в ответ на взмах темных девичьих ресниц. Еще
вчера Сашенька Струйская сидела в мастерской Рокотова, то улыбаясь, то
недоуменно поднимая брови. Но завтра портрет уже нужно отдать. Это же
заказ…
Художник вздохнул – такова его доля. Любой
живописец – человек подневольный. Тем более он – Федор Степанович
Рокотов. Он же хоть и пишет портреты светских красавиц и щеголей,
блистающих при дворе самой матушки императрицы Екатерины II, но сам-то
живет на «незаконных основаниях». Ведь хоть и рос он в барском доме
князя П.И. Репнина, но рожден был от крепостной девушки. Князь никогда
его сыном не признавал, хоть и продвигал потом по жизни. Рокотов стал
членом Академии художеств, прикупил в Москве доходный дом, был принят в
среде знати. Вот и заказчик этого портрета, Николай Еремеевич Струйский,
называет художника милейшим другом. К концу этого, 1772 года Рокотов
написал два портрета – самого Струйского и его юной супруги.
Чета
Струйских приехала в Москву из села Рузаевка Пензенской губернии. Там у
Николая Еремеевича богатейшие поместья и крепостных до тысячи душ. Можно
жить вольготно, ни в чем себе не отказывая. Струйский так и живет –
дает по Москве балы, скупает наряды и драгоценности для молодой жены.
Отчего же тогда цепкий взгляд художника увидел в лице красавицы Сашеньки
не просто грусть – неотвратимость беды?..
Юная Александра Петровна Озерова, дочь
помещика той же Пензенской губернии, пошла замуж за Струйского по
собственной воле, без нажима родителей. Впрочем, отчего ж не пойти?
Николай Еремеевич хоть и молод еще (всего-то 24-й год пошел), но уже
успел лихо послужить в лейб-гвардии Преображенском полку, был замечен
самой Екатериной II, которая считалась патронессой преображенцев. Выйдя в
отставку и вернувшись в родовое имение, Струйский не потерял связей с
императрицей. Теперь он пишет стихи, собирает их в книги, печатает в
собственной типографии, которую завел в Рузаевке, и посылает с
дарственной надписью в Петербург. Екатерина гордится таким
стихотворцем-издателем, показывает его книги иностранным послам,
приговаривая: «У нас и за тысячу верст от столицы процветают искусства и
художества!»
Словом, Струйский обласкан не только
богатейшим наследством, но и монаршим вниманием. В 18-летнюю супругу
влюблен – пушинки сдувает. И все равно – при эдакой-то любви! – глаза у
Сашеньки полны грусти. Или просто Рокотову хочется видеть эту тайную
грусть? Может, права старая нянька художника, вздыхающая жалостливо: «Уж
не влюбился ли ты, голубчик Федя?»
А у себя в деревне Сашенька взглянула на
парные супружеские портреты и отвела глаза. Как весело жилось в Москве
на медовом месяце. Муж был внимателен, обворожителен, одевался по моде.
Ну а вернулись в Рузаевку – все так странно переменилось. Конечно,
соседи говорят, что Николай Струйский – чудак и оригинал, но всему же
есть предел!
Николай теперь нервен и отчужден. Одевается
странно: носит с фраком парчовый камзол, подпоясывается розовым
кушаком, на туфли прикрепляет бантики, а на голову повязывает накладную
длинную прусскую косу. Вся страсть его теперь уходит в стихотворство.
Наверху барского дома он завел покои, названные «Парнасом», в святилище
свое никого не впускает, даже не разрешает пыль сметать. Иногда по
неделе не спускается оттуда, все пишет стихи. Написавши, мучает жену их
чтением. А стихи-то длинны – часа по два читает. Поначалу Сашенька
слушала с любопытством. Муж ведь величал ее то Богинею, то Сапфирою.
Сашенька всегда обожала поэзию, особенно стихи Сумарокова. Но куда
Николаю до петербургского поэта! Даже провинциалы-соседи понимают, что
бедняга Струйский просто графоман, который никак не может сладить со
своей пагубной страстью к маранию бумаги. Из своих элегий Струйский
составил уже целую толстенную книгу «Еротоиды. Анакреонтические оды». С
ума сойти!
Иногда Александре действительно кажется,
что муж сходит с ума. Особенно когда он возвращается из поездок по
деревням. Тогда жене запрещается выходить из дому. Но Александра и так
знает ужасную тайну: муж привозит проштрафившихся (как ему кажется)
крепостных и сажает их в особо оборудованную в сарае тюрьму. Ну а когда
его стихотворная Муза не является, идет в эту тюрьму и пытает людей.
Причем средневековые пытки он изучил по историческим книгам и в точности
воссоздал орудия «труда». Конечно, крепостные в России все равно что
скот, но ведь и собаку бить жалко, а тут пытать ни в чем не повинных
людей только для того, чтобы получить «виршевое вдохновение»!..
А однажды вышло и вовсе кошмарное.
Струйский, который все писал о своей Богине и Сапфире, проиграл ее в
карты приятелю-помещику. Выходит, никакая Александра не «властительница
поэтического сердца», а такая же вещь, как и крепостные. Хорошо,
выигравший ее помещик, привезя чужую жену к себе, опамятовался и отвез
обратно. А если бы выгнал в чисто поле? Сгинула бы там Сапфира…
Четверть века… Почти столько прожила
Александра Петровна с мужем. Родила ему 18 детей, из которых 10 умерли в
младенчестве. Это сколько же мук и горя!.. Правда, Струйского это не
трогало. Зато когда в 1796 году он узнал о смерти обожаемой императрицы
Екатерины II, его хватил удар и через пару недель он умер. Александра
Петровна после похорон произвела в помещичьей жизни «реформы»: выпустила
из жуткой тюрьмы крепостных – забитых, грязных и уже безумных. Правда,
7–8-летние девочки, которые работали в ткацкой мастерской, прикованные к
станкам, там так и остались. Муж любил изделия, тканные по-особому, да и
Александра их любит. К тому же мастерские приносят хороший доход. Ну а
то, что девочки слепнут за непосильной работой, так девочек по деревням
много. Не терять же комфорт и выгоду, распуская крепостных по домам?
Еще после смерти мужа Александра поняла,
что хозяйству нужна твердая рука. И конечно, стоило надзирать за
нравственностью распущенных крестьянских девок, ведь у Струйской
подрастали сыновья. Ясно, парням хотелось погулять, на то они и парни,
но вот беременных девок сама Александра с удовольствием драла вожжами на
конюшне. А однажды приключился и вовсе дикий случай. Пьяный сынок
Александры надругался над малолетней девочкой-крепостной. Ее отец,
озверев, отрубил топором хозяину-бандиту голову да и положил ее на
крыльцо барского дома. В сердцах Александра Петровна приказала четыре
дня не давать ни людям, ни животным ни еды, ни воды. А на пятый день
состоялась жестокая экзекуция виновного. Случай этот даже попал в
газеты, вот только в чем состояло наказание, не сообщалось. Наверное, о
такой жестокости и написать было невозможно. И откуда взялось такое
зверство в душе некогда кроткой красавицы? А может, правы были
рузаевские крестьяне, считавшие, что дух покойного барина-садиста
вселился в его некогда кроткую жену. Видно, жестокость заразна…
Наверное, Струйская и сама понимала, что в
ее душе поселилась тьма. Не потому ли она приказала перенести свой
романтический портрет из гостиной подальше на галерею. Когда-то жизнь
обещала ей радостный праздник, а дала жестокие помещичьи будни.
Таинственный образ, написанный Рокотовым, все дальше уходил из реальной
жизни, унося с собой несбывшиеся мечты. Теперь уже прелестное видение в
туманной дымке жило на холсте своей жизнью, а погрузневшая, во многом
разочаровавшаяся женщина – своей. А может, портрет был не романтическим,
а роковым? Роковой рокотовский портрет, вобравший в себя свет и радость
жизни, оставивший в реальности только тьму и тоску….
Но однажды произошло событие, повернувшее
ее жизнь к свету. И кто бы мог подумать, что этому она будет обязана
бастарду! В 1808 году Струйская узнала, что ее очередной незаконный
внук… сочиняет стихи. А ему всего 4 года! Бабка тут же приняла меры:
перекрестила в свою честь Александром, выдала вольную его матери
Аграфене и пристроила ее замуж за разночинца Ивана Полежаева. В 1820
году Струйская определила своего внука, Александра Ивановича Полежаева, в
Московский университет, мечтала, чтобы поэт получил образование. У
Полежаева действительно оказался истинный поэтический дар, но… В 1825
году, накануне восстания декабристов, пылкий юноша написал вольнолюбивую
поэму «Сашка», в которой сам Николай I усмотрел «следы вольнодумства».
Проштрафившегося поэта забрили в солдаты. Струйская приложила немало
усилий и средств, чтобы облегчить внуку жизнь, но, не имея нужных
знакомств, мало что смогла сделать. Ей только разрешили получать от
Полежаева письма. А тот слал стихи. Бабка читала и плакала: гены
покойного графомана деда дали великие всходы в творчестве внука. В 1832
году Струйская помогла Александру выпустить две книги. Его стихи и поэмы
стали не просто поэтическим, общественным явлением – пронзительной
гражданской лирикой. Но сам Полежаев, увы, не вынес долее унижений и
болезни. Он скончался от чахотки в 1838 году.
Бабка ненадолго пережила любимого внука. Ее
не стало в 1840 году. Она прожила 86 лет. И вот удивительно: ее
реальная жестокая жизнь забылась, а портрет, полный прелести и
романтизма, до сих пор будоражит взгляды и сердца. Не верите – прочтите
строки Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач… Только
вдумайтесь – девушке, которой уже века нет на свете, до сих пор суждено
быть Музой. А вот живописец Федор Рокотов так и не женился. Может, он
все-таки любил свою Сашеньку?.. |