Пролистаем воображаемый альбом по
истории моды назад. Вот Франция, последняя треть XVIII века. Прихотливо
отделанные платья с огромными юбками, воланы драгоценных кружев,
искрящиеся украшения, высокие парики и пышные перья.
Как «маленький корсиканец» Наполеон
Бонапарт покорил Францию, став даже не королём, а императором, и
попытался покорить остальной мир, так и его современник, Луи-Ипполит
Леруа, покорил французскую моду, воцарившись и в моде Европы.
Можно было бы начать с того, что, как
художника Франца Винтерхальтера, писавшего портреты цвета европейской
аристократии середины XIX века называли «королём художников и художником
королей», так и Чарльза Фредерика Ворта можно было бы назвать
«королём портных и портным королей». Но дело не в этом.
О нём будут вспоминать не просто как о
талантливом кутюрье, авторе восхитительных нарядов восхитительной эпохи в
моде, а как об одном из тех, кто стоял у истоков моды Высокой.
Россия подарила миру не так уж и много
гениальных мастеров в такой причудливо-яркой области творчества, как
мода, и первым именем в этом списке, наверное, должно идти имя Надежды
Ламановой. Имя, которое некогда знала вся страна и которое теперь с
трудом можно отыскать на скромной надгробной табличке…
Она родилась в эпоху, когда дамы носили
пышные юбки с огромными кринолинами, а ушла из жизни, когда дочери и
внучки этих дам открыли для себя юбки короткие и узкие. Она, англичанка,
отважно вторглась в мир моды, где почти безраздельно царили французы.
Она ввела в этот мир многое из того, что нам сегодня кажется само собой
разумеющимся.
Её дом моды был основан более ста лет
назад, и сейчас он — старейший из существующих. Однако о его
основательнице, женщине, которую Карл Лагерфельд как-то назвал «великим,
великим модельером», забыли надолго, и только в последнее время начали
как бы открывать заново один из самых ярких талантов первой трети XX
века.
Почему, несмотря на то, что эта женщина
возглавляла один из крупнейших домов моды Франции на рубеже веков, мы,
если и вспоминаем о той эпохе, то думаем прежде всего о Чарльзе Ворте
или о Поле Пуаре, а не о ней? И не о некоторых других незаслуженно
забытых дамах? Как полагает один из историков моды, дело именно в том,
что они были… дамами.
Можно ли назвать этого человека
модельером? Пожалуй, нет, это было бы слишком узкое определение.
Несмотря на то, что родился и жил он в Новейшее время, его скорее можно
назвать человеком эпохи Возрождения, настолько обширны были его интересы
и разнообразны таланты.
Пресса назвала его «королём моды», и
многие восторженно ей вторили. Этот титул может показаться чересчур
пышным и нескромным, но слава этого человека действительно была велика, а
влияние на моду — огромно.
Имя этих женщин сегодня почти забыто, а
ведь когда-то они возглавляли один из крупнейших и известнейших домов
моды во Франции, где создавали великолепные наряды, украшенные
исключительно изящной отделкой, вышивкой и кружевом, предмет восхищения
множества женщин.
Порой, размышляя о значимости того или
иного человека для истории, мы склонны полагаться на то, насколько его
имя на слуху, и нередко ошибаемся. Сколько имён незаслуженно забыто,
сколько имён незаслуженно помнят! Её имя тоже почти забыли, а ведь в
своё время она была одной из первых женщин, возглавивших свой дом моды! И
проложила тем самым дорогу многим другим.
Её мастерство было такого высочайшего
класса, что многие талантливые модельеры по сравнению с ней могли
казаться всего лишь подмастерьями. «Архитектор моды», она не нуждалась в
роскошных тканях, ярких цветах, прихотливых узорах и всевозможной
отделке, чтобы создать шедевр.
Как и её более известная коллега,
Мадлен Вионне, она тоже начинала карьеру с того, что копировала
роскошные наряды известных парижских ателье, однако впоследствии сама
стала модельером такого уровня, что её работы копировали другие. И это
стало настолько широко распространённым явлением, что и привело к
закрытию её прекрасного дома моды…
Ему не повезло. И при жизни, и после
смерти его затмевала Коко Шанель — что ж, против её напора устоять
трудно, а уступить ему не стыдно. И в истории моды его дом будет в
основном ассоциироваться с самыми дорогими духами и женской спортивной
одеждой. На самом же деле всё было куда сложнее — и интереснее.
В отличие от своих знаменитых коллег,
Габриэль Шанель и Эльзы Скьяпарелли, она не была новатором. Нет. Она
просто старалась делать женщин безупречно женственными, а разве этого
мало? А её дом моды в результате оказался одним из немногих, возникших в
ту эпоху и существующих по сей день.
Она родилась в XIX веке, стала одним из
самых известных и влиятельных дизайнеров XX века, и сегодня, в веке
XXI, имя её столь же знаменито. Через несколько лет её дом моды
отпразднует столетний юбилей, а стиль, который она предложила много лет
назад, всё так же узнаваем и любим. Да, гениальность её заключается не в
том, что она была мастером кроя и отделки.
В чём состоит истинная элегантность? В
том, чтобы во всех ситуациях быть одетой уместно и к лицу. Казалось бы,
просто — но в то же время необыкновенно сложно. Именно так полагала
Мэгги Руфф, один из самых известных модельеров 1930-1940-х годов, автор
книги «Философия элегантности», всю свою карьеру посвятившая созданию
лаконичных, но очень женственных образов.
Должен ли человек, стоящий во главе
целой модной империи, человек, чей вкус в течение нескольких десятков
лет влиял на стиль американских женщин, человек, чьё имя войдёт в
историю моды, уметь шить? Пример Хэтти Карнеги показывает, что вовсе не
обязательно.
Она писала: «Создание одежды для меня
не профессия, а искусство. Я нахожу, что это намного сложнее искусства,
потому что как только рождается платье, оно становится уделом прошлого».
В её творчестве действительно слились воедино и дизайн одежды, и
искусство, чтобы взорвать яркими красками и необычными формами чересчур
серьёзный мир 1930-х годов.