В отличие от своих знаменитых коллег,
Габриэль Шанель и Эльзы Скьяпарелли, она не была новатором. Нет. Она
просто старалась делать женщин безупречно женственными, а разве этого
мало? А её дом моды в результате оказался одним из немногих, возникших в
ту эпоху и существующих по сей день.
Мария Аделанд Ньелли, которую в семье
обычно называли «Ниной», родилась в Турине, в 1883 году. Её отец был
сапожником, и вскоре после рождения Нины он перебрался в Монте-Карло,
надеясь, что в этом популярном месте дела его пойдут лучше, чем в родном
городе. Когда девочке было пять лет, семья перебралась во Флоренцию, а,
прожив там семь лет — ещё дальше, во Францию, так как отец скончался, и
Нине и её близким пришлось самим о себе заботиться.
Нину устроили в ателье портнихи, когда
ей не было ещё тринадцати лет, но для девочек из бедных семей было
обычным делом начинать работать в этом возрасте, и даже раньше, а Нина
уже в десять шила отличные платья для своих кукол. Она училась,
работала, помогала матери в галантерейном магазине, а вскоре смогла
устроиться и в небольшой дом моды. Аккуратная, исполнительная, с
отличными способностями к швейному делу, Нина быстро поднималась от
одной должности к другой — так, она стала главной мастерицей, когда ей
было всего восемнадцать лет, а в двадцать уже была полностью
ответственна за эскизы, по которым создавались наряды.
В 1904 году Нина, которой как раз
исполнился двадцать один год, вышла замуж. Её избранником был
соотечественник-итальянец, ювелир Луиджи Риччи. Вскоре у них родился сын
Роберт, и именно ему, а не мужу было суждено стать настоящей поддержкой
Нине. Брак вскоре распался, Роберт, разумеется, остался с Ниной, а ещё у
неё осталась фамилия супруга, так что в историю моды она войдёт под
именем «Нины Риччи». Нина Риччи
В 1908 году она начала работать в доме
моды «Раффен», и оставалась там в течение целых двадцати лет, став со
временем одной из совладелиц. Своему сыну она смогла обеспечить
достаток, как и мечтала когда-то, хотя для этого ей приходилось очень
много работать. Однако усилия были вознаграждены — Нина Риччи стала
вполне состоятельной дамой. И когда в конце 1920-х дом моды пришлось
закрыть из-за финансовых проблем — то же происходило и со многими
другими домами в то время — Нина собиралась на этом остановиться. В
конце концов, она была уже немолода.
Зато Роберт был молод, полон сил и
энергии, и он полагал, что матери, с её талантом, ещё рано на покой. И
ему удалось уговорить её открыть собственный дом моды. В 1932 году,
когда Нине было уже сорок девять лет, открылся дом «Нина Риччи». Кто
сказал, что в таком возрасте поздно начинать собственное дело?…
Как и многие из её замечательных
коллег, Нина Риччи работала методом наколки, драпируя и подкалывая ткань
прямо на манекенщице. Её модели были воплощением не вызывающей, знающей
себе цену спокойной женственности. Безупречный крой, сдержанная
расцветка, потрясающее внимание к деталям — всё это отличало их и
заставляло всё новых и новых клиенток стучаться в двери нового дома
моды. Нина старалась, чтобы абсолютно всё в её нарядах, от формы
декольте до длины юбки, от защипов и складок до расцветки, подчёркивало
женскую красоту. Она использовала высококлассные материалы, изящную
отделку, добивалась идеального силуэта и гармоничной цветовой гаммы.
Стиль Нины можно, вероятно, охарактеризовать как «сдержанную
элегантность», и одним из её любимых высказываний было такое: «Быть
элегантной всегда — это легко!» С помощью Нины Риччи — несомненно,
легко.
Ну и ещё одна, немаловажная деталь. Она
ценила свою работу в достаточной мере, однако цены у неё всё равно были
в два, а порой и три раза ниже, чем у коллег, — в конце концов, это
были нелёгкие времена, Великая депрессия только-только осталась позади.
Что ж, именно такой подход оказался
востребованным женщинами той эпохи. В то время, в 1930-х, многие дома
моды закрывались, а у «Нины Риччи» дела шли всё лучше и лучше. Через
семь лет число её сотрудников увеличилось в десять раз и достигло 450,
компания занимала теперь три здания. Всей деловой стороной занимался
Роберт, оставляя на долю матери то, что она умела лучше всего — делать
женщин элегантными.
А в 1940-х годах к продукции дома
добавилось то, что прославит его не только во Франции, а и во всём мире —
ароматы. Выпущенный в 1945 году «Coeur de Joie» имел большой успех, а
последовавший за ним «L’Air du Temps» стал классикой и радует нас и
сегодня. Нина отошла от дел в 1950-х, а Роберт продолжал развивать их
общее детище, и с большим успехом.
«Королевы», как её называли сотрудники,
не стало в 1970 году. Но дом моды с её именем по-прежнему существует,
хотя известен он сейчас в основном благодаря парфюмерии, а не одежде.
Быть элегантной на самом деле не так легко, когда Нины Риччи нет рядом… |