Почему, несмотря на то, что эта женщина
возглавляла один из крупнейших домов моды Франции на рубеже веков, мы,
если и вспоминаем о той эпохе, то думаем прежде всего о Чарльзе Ворте
или о Поле Пуаре, а не о ней? И не о некоторых других незаслуженно
забытых дамах? Как полагает один из историков моды, дело именно в том,
что они были… дамами. Женщинами. Ведь это так естественно, обычно,
повседневно — «женщина и одежда». Мужчины, которые начали вторгаться в
мир женской моды в XIX веке, — вот что было необычным, вот что
запоминалось. И к тому же мужчины умели громко говорить о себе. А
женщины должны были вести себя скромно и сдержанно… Именно так вела себя
и она. Но зато за неё говорили её работы, что и позволило ей не
затеряться среди сотен тогдашних парижских мастериц, а заслужить
признание и уважение всех тех, кого занимала мода.
Жанна Мари Шарлота Бекерс родилась в
пригороде Парижа, в 1869 году, в семье врача. Ещё подростком её
отправили изучать швейное дело в небольшое ателье, а несколько лет
спустя она получила место в доме моды «Руфф», где прошла длинный путь от
одной из множества мастериц до главной портнихи, возглавлявшей ателье. В
1891 году она вышла замуж; муж, Исадор Рене Жакоб Пакен, тоже имел
непосредственное отношение к моде. Начав с небольшого магазинчика
мужской одежды, унаследованного от родителей и открытого ещё в 1840-х,
благодаря своей кипучей энергии он смог затем открыть небольшой дом моды
«Пакен Лялян». Теперь, объединившись, Жанна и Исадор вкладывали все
силы в детище, которое стало их общим. Дом моды, который отныне
назывался просто «Пакен», переехал на улицу де ля Пэ.
О мадам Пакен говорили так: «Она хороша
собой, она талантлива, она очаровательна. Все без ума от мадам Пакен».
Именно Жанна была дизайнером, именно она создавала наряды, прославившие
их дом, в то время как Исадор работал с клиентами. И когда его не стало в
1907 году, а руководство перешло к её сводному брату, Жанна по-прежнему
занималась творческой стороной работы, и положение дома не
поколебалось, наоборот. Словом, Исадора Пакена можно поблагодарить за
то, что он своим капиталом и своей энергией дал жене возможность
проявить свой талант…
Жанна Пакен была женщиной, которая
твёрдо уверена в том, что она делает. Её младшая коллега Мэгги Руфф,
которая считала Жанну своей наставницей, вспоминала: «Я до сих пор слышу
хрустальный голос мадам Пакен, которая говорит о том, что мода должна
постоянно обновляться, не проявляя слабости или страха, и делать это с
дерзостью». Мода, полагала она, должна отвечать современному образу
жизни и современным же представлениям о красоте. Жанна Пакен
Вскоре работы Жанны стали настолько
популярными, что среди её клиенток появились представительницы не только
аристократических, а и монархических семей — например, королевы
Испании, Португалии, и Бельгии. Одевались у неё и известные куртизанки,
признававшиеся одними из самых красивых женщин эпохи, — Прекрасная Отеро
и Лиана де Пужи. Впрочем, в доме Пакен были рады любому клиенту,
который мог себе позволить там одеваться. О супругах писали: «С самого
начала эта умная и яркая молодая пара начала следовать новой системе.
Никакой высокомерной замкнутости, никаких закрытых дверей».
Что же отличало работы мадам Пакен и
делало их такими популярными? Она не была «модным диктатором»,
указывающим, что её клиенты должны носить, а полагала, что дело кутюрье —
следить за изменениями в одежде «женщин с улицы», и постепенно стала
внедрять эти новинки. Как сказали бы сейчас, «наблюдать за уличной
модой», «следовать за трендами». Она не старалась постоянно придумывать
что-то новое, однако умела делать нововведения удобными и практичными.
Прекрасный пример — «хромые юбки», введённые в моду одновременно и
Леоном Бакстом, и Полем Пуаре, юбки, настолько узкие внизу, что женщинам
приходилось передвигаться маленькими шажками. Что ж, дом Пакен тоже
начал предлагать клиентам эту новинку, вот только Жанна дополнила их
скрытыми складками, и хотя юбка была узкой, как того требовала мода,
ходить в ней было удобно.
Много внимания Пакен уделяла цвету.
Если в начале своей деятельности она использовала в основном нежные,
пастельные тона, которые вошли в моду на рубеже веков, то затем стала
обращаться к цветам более сочным. Так, например, она начала активно
использовать красный, а затем и чёрный. Чёрный в ту пору ассоциировался с
трауром, но Пакен, можно сказать, вдохнула в него новую жизнь,
отделывая им вещи светлых и ярких тонов, украшая чёрную одежду вышивкой и
кружевами, используя яркие подкладки — например, красные для чёрных
пальто. Пакен умело играла на контрастах — и цветов, и фактур; так,
скажем, тонкие шелка и шифон она зачастую отделывала мехом.
В 1907 году в её коллекции
прослеживались японские мотивы — скажем, вечерние накидки, напоминавшие
кимоно; в 1908 году она ввела в моду «стиль директории» — платья с
завышенными, под грудью, талиями. Словом, можно сказать, она как минимум
шла в ногу с новатором Полем Пуаре, а временами и опережая его. В 1912
году она представила коллекцию пальто и юбок для занятий спортом и
путешествий, в том же году открыла в своём лондонском магазине отдел с
одеждой для занятий гольфом, охотой, вождения автомобиля — заметим, до
того времени, как женщины начнут в массовом порядке садиться за руль,
ещё добрый десяток лет! А ещё в этих костюмах, с одной стороны, было
удобно двигаться, однако и не стыдно было показаться, допустим, в
ресторане, как писали в одном из модных обозрений.
В 1913 году Пакен представила платья
для танго — мода на этот танец начала захватывать Европу. Туника и
двойная юбка, нижняя из шифона, верхняя с разрезами, складками и
вставками, сделанная так, чтобы обеспечить свободу движения — наряды,
показанные на великолепном шоу в Лондоне, имели огромный успех! В том же
году она предложила платье, достаточно строгое, чтобы носить его в
дневное время, и достаточно изысканное, чтобы надевать его вечером.
Можно сказать, что такой наряд был первым в своём роде, предвосхитившим
подобный подход к одежде, который массово войдёт в моду позже. Как
писала одна из исследовательниц творчества Пакен, если эта дама
становилась новатором, то обычно это было вызвано практическими
соображениями.
Жанна полагала, что мода — это часть
общего культурного контекста, и считала, что модельеры должны
сотрудничать с представителями других творческих профессий —
живописцами, театральными художниками, архитекторами. Заметим, что это
была достаточно оригинальная точка зрения, которую не поддерживали такие
именитые её коллеги, как, например, Редферн и Дусе. И когда в 1912 году
возникла идея нового журнала мод, иллюстрации к которому делали Поль
Ириб, Жорж Барбье и другие, Пакен, вместе с другими парижскими кутюрье,
приняла в этом участие. Выступления русского балета, знаменитые
дягилевские «Русские сезоны», заворожили её своей красотой, и она
создала ряд костюмов по эскизам Леона Бакста и Поля Ириба. Однако при
этом она никогда не забывала о практической стороне дела, и один из
журналистов писал о мадам Пакен в 1913 году: «У неё подход художника,
однако мы знаем, что она самый коммерчески успешный художник из ныне
живущих».
Да, при всех творческих талантах Пакен
была женщиной, которая умела позаботиться о своих интересах. Когда в
1906 году два журнала опубликовали фотографии её новых моделей до показа
коллекций, она немедленно подала на них в суд. Выиграла она дела и
против двух других домов моды, которые беззастенчиво копировали её
модели.
Дом Пакен был среди первых, начавших
как следует заботиться о своих сотрудниках. Их было много, к началу XX
века там работало уже около двух тысяч человек (а на пике популярности —
чуть меньше трёх). В популярной тогда песенке «Революционный марш
портних» были такие слова: «Что нужно девчонке на посылках от домов
Пакен и Ворта? Побольше денег, поменьше работы». Что ж, работы у Пакен
было немало, но, к примеру, Жанна и Исадор приобрели красивую виллу за
городом, куда их работницы могли отправиться отдыхать. Можно сразу,
пусть и забегая вперёд, сказать, что когда в 1917 году те, кто работал в
модной индустрии, устроили в Париже забастовку, Жанна Пакен была на
стороне бастующих (что не могло не вызвать недовольства многих её
коллег).
В 1896 году открылось ателье дома Пакен
в Лондоне (именно там потом некоторое время работала совсем молоденькая
Мадлен Вионне) — они оказались первыми, кто решился на открытие филиала
за границей. Вслед за Лондоном последовали Буэнос-Айрес, Нью-Йорк,
Мадрид. Жанна разрабатывала эскизы, они рассылались по зарубежным
ателье, и местные швеи шили по ним соответствующие наряды.
В 1900 году Пакен принимала активнейшее
участие во Всемирной выставке, проводившейся в Париже, — ей доверили
ответственность за раздел, посвящённый моде, что было несомненным
признанием заслуг Жанны Пакен её коллегами. Она отвечала за всё —
отбирала модели, которые будут представлены, организовывала показы. Даже
статуя, которая возвышалась над входом на выставку, которую прозвали
«Парижанкой», была в одежде от Пакен (кстати, один из восковых
манекенов, на которых демонстрировали изысканные наряды от парижских
кутюрье, изображал саму мадам Жанну). Пакен неоднократно принимала
участие в международных выставках, особенно в период с 1910 по 1915 год.
Так, например, павильон Пакен в виде греческого храма на выставке в
Турине в 1911 году имел такой огромный успех, что пришлось ввести плату
за вход, чтобы хоть как-то контролировать нескончаемый поток
посетителей.
К тому времени Жанна Пакен ещё больше
отдавала себя работе — их брак с Исадором оказался прекрасным союзом,
который позволял обоим супругам реализовать свои способности, они очень
нежно относились друг к другу, и вдруг… В 1907 году он заболел и вскоре
скончался. Ему было всего сорок пять лет. Тридцативосьмилетняя Жанна
осталась вдовой, с тех пор она всегда одевалась только в чёрное и белое.
В память мужа она учредила награду «Приз Исадора Пакена», которую
вручали молодым талантливым художникам.
С началом Первой мировой войны дом моды
Пакен не прекратил работу, однако пришлось осваивать новые рынки сбыта,
и четыре лучшие манекенщицы в сопровождении жены сводного брата Жанны
(он заведовал магазином Пакен в Нью-Йорке) отправились в турне по США.
Цены на билеты со временем подняли почти в два раза, но число желающих
посмотреть на работы знаменитого дома моды не уменьшилось.
Успех Пакен был не только коммерческим.
В 1913 году она первой из женщин-модельеров получила орден Почётного
легиона. Она тогда сказала: «Я рада, что правительство выразило мне
признательность за работу, не обращая внимания на мой пол. Мой феминизм
не заходит дальше. Я просто хочу справедливости, хочу, чтобы в какой
области женщина бы ни работала, её заслуги были бы признаны». А с 1917
по 1919 год Жанна Пакен занимала пост президента Синдиката моды.
Но постепенно она начала уставать… В
1920 году Пакен уступила должность главного дизайнера своего дома Мадлен
Уоллис, окончательно отошла от дел в начале 1930-х годов, и скончалась в
1936-м (дом Пакен закрылся ровно двадцать лет спустя).
И пусть её современников-мужчин
вспоминают чаще, ничто не отменит того факта, что Жанна Пакен, первая
известная женщина-кутюрье, долгое время была королевой парижской моды!
|