Объемная вышивка позволяет создавать и небольшие сувенирные предметы, и выполнять картины. В этом искусстве рукодельницы используют различные приемы и техники художественного вышивания, среди которых простые, отделочно-декоративные швы и множество других разнообразных швов.
Любая ткань состоит из основы в виде продольных нитей, параллельных ее кромке, и утка в виде поперечных нитей. Рисунок, который создает на ткани чередование нитей основы и утка через 1, 2, 3 и более нитей, называется переплетением. К простым и гладким — основным — относят полотняное, саржевое, атласное и сатиновое переплетения.
Нитки для вышивания отличаются по качеству, структуре, толщине и цвету. Они представляют собой скрученные волокна, которые способны быть натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными. К натуральной пряже относятся льняные, конопляные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые волокна.
Главный материал для создания многих произведений в технике объемной вышивки — это ленты разнообразных ширины и цветов. Для такой работы желательно выбирать мягкие и шелковистые ленты из натурального шелка. Шелковые ленты более плавно проходят через ткань.
Для осуществления объемной вышивки, в особенности если применять смешанную технику, понадобятся различного рода иглы. Обеспечить себя сегодня различными иглами несложно — они выпускаются различных видов и размеров.
Многие узоры, выполняемые гладью, необходимо вышивать одной ниткой мулине. Для чего нитку требуется правильно отделить от пасмы, чтобы она не запуталась. Сделать это можно следующим образом: отрезать от мотка хлопкового мулине кусочек пасмы нужной длины, взять его в правую руку и зажать кончик отрезка между указательным и большим пальцами.
Традиционно в технике объемной вышивки гладью, выполненной шерстяными и другими нитками, создают красивые и оригинальные изделия, которые служат для украшения интерьера. Как правило, эти предметы формируют общее впечатление, но вряд ли кто-то чересчур пристально разглядывает, что именно изображено на картине, панно или коврике.
В основе любой вышивки всегда лежит рисунок, который вышивальщица наносит на ткань; объемная вышивка не является исключением. Рисунок подбирают в соответствии с предназначением вышиваемого изделия и копируют на ткань. Ткань может быть любой — от шелка до хлопка; в этом виде рукоделия чем больше разнообразных материалов использовано в работе, тем лучше.
В готовых наборах обычно для каждой модели даются 2 схемы (иногда больше) размещения крестиков на ткани. Эти схемы приведены в виде цветных квадратиков, каждый из которых обозначает один крестик, а в прилагаемой рядом таблице показано, каким ниткам соответствуют квадратики того или иного цвета.
В деталях некоторых изделий нужно сделать отверстия, в частности в копилках необходимы прорези и люки. Эту операцию можно проделать в несколько приемов еще до начала основной работы над вышивкой детали изделия. Прежде всего следует наметить местоположение отверстия рядом наметочных стежков.
Приступая к сборке изделия, в котором требуется сделать технологическое отверстие, сперва следует прикрепить ткань к пластиковой канве. Для сборки копилок, часов и шкатулок специалистами рекомендуется «метод сандвича». При использовании этого метода сборки нужно обшить края детали стежками шва «назад иголку» после прокладки канвы между слоями ткани.
Для обеспечения прочности краев прорезей и люков копилок будут нужны крепежные детали. Каждый крепеж несложно выполнить из пластиковой канвы, которую обтягивают тканью так, чтобы затем ее можно было пришить вокруг отверстия.
Трехмерные изделия, вышитые крестом, можно собирать двумя существующими на данный момент методами сборки конструкций — это способ шнуровки и «метод сандвича».