Трудно представить что-либо более
прекрасное, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и
обрел жилище, он стал придумывать, как и чем их украсить. Первые
модницы, скорее всего, делали украшения из перьев и меха (что-то вроде
цветка из хвостиков горностая или розетки из фазаньих перьев, перышек
удода или сойки). Жилища украшали сухими букетами, засушенными венками,
позже – тканями с вышитыми или вязаными цветами. Постепенно, с развитием
ремесел, цветы и венки стали делать и из других материалов: кованные из
металла, вырезанные из жести и кожи, из бумаги и ткани, фарфора,
стекла, бисера и воска. В Чехии, например, было модно украшать дом
«каменными» розами. Живые, полураскрытые цветы опускали в источники,
насыщенные минеральными солями, и там выдерживали некоторое время. Цветы
покрывались известковым налетом и сохраняли свою форму на долгие годы.
Искусственные цветы были известны уже в
древности. В 3000 году до нашей эры египтянки украшали себя
искусственными цветами, а от них это искусство переняли и гречанки. У
Плиния есть указание, что искусственные цветы привозили из Египта в
Грецию в 350 году до нашей эры. В средневековой Европе, в Испании и
Италии, в монастырях занимались изготовлением цветов для украшения
храмов и религиозных праздников.
В XV веке из Италии это искусство
распространилось во Францию, которая стала и до сих пор остается
законодательницей моды в изготовлении одежды и аксессуаров к ней, в
частности искусственных цветов. Здесь это искусство стало светским.
Возникли большие центры ручного производства в Париже и Лионе.
В конце XVIII века искусственные цветы
начинают изготавливать промышленным способом. Это была очень трудоемкая и
даже вредная работа. Вот что можно прочесть в энциклопедии 1903 года:
«Делание цветов из ткани и бумаги производится кустарным способом, и
этим занимаются женщины и дети. Работа эта плохо оплачиваемая, очень
вредна для здоровья, так как для окраски употребляют содержащие мышьяк,
медь, свинец и даже ртуть краски». В середине XIX века уже при каждой
швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся
цветами. Тогда же это искусство изготовления декоративных цветов через
Польшу пришло и в Петербург – законодатель моды в России.
В советское время это искусство
считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было забыто на долгие
годы. Оно возродилось после Отечественной войны, когда к России была
присоединена Прибалтика. Там традиция украшения одежды декоративными
цветами не прерывалась, и ее переняли офицерские жены. Именно в военных
гарнизонах, рассеянных по всей огромной стране, женщины шили, вязали,
украшали одежду и свои скромные жилища, и во многом им мы обязаны тем,
что в нашей стране сохранились различные художественные техники и
ремесла.
В истории моды прослеживается несколько
пиков увлечения искусственными цветами. Интерес к ним особенно
возрастал, когда в моду возвращались шляпы с украшениями в виде цветов и
фруктов или замысловатые прически.
В конце XVIII века (1776–1782 годы) дамы
сооружали причудливые прически, которые должны были сделать фигуру
более высокой. Это достигалось за счет вплетения в волосы и закрепления
на макушке перьев, букетов и лент.
В эпоху ампир, около 1806 года, в моду вошли удлиненные чепцы, затейливо украшенные лентами и декоративными цветами.
В Париже дамы носят шляпы-шуте, а также широкополые шляпы – и те и другие богато декорируются цветами (1812–1823 годы).
В эпоху бидермейер, с 1837 года,
господствовал настоящий культ шляпных украшений. Шляпы декорировались
самым причудливым образом и, конечно, искусственными цветами. Прически
эпохи бидер-мейер опять усложняются и пышно декорируются. Платья тоже
обильно украшаются искусственными цветами. Любимый цветок – роза. В
конце периода бидермейер, с 1860 года, в моду возвращаются скромные
прически, но с обязательным украшением венками из искусственных цветов.
Цветы и ленты вплетались в локоны, были модны украшения в виде диадем из
цветов.
С 1886 года, в моде опять широкие
женские шляпы мягких очертаний, которые столь пышно украшаются
искусственными цветами, лентами и перьями, что напоминают вазы.
Если в период господства стиля
бидермейер розы не только служили украшением, но и создавали рисунок
платья, когда каждая складка закреплялась цветком, то Жан Кокто создал
балетный костюм, состоящий из одних гирлянд роз, прикрывающих тело.
Мода имеет тенденцию возвращаться.
Одиночные элегантные цветы в качестве украшения для шляп, прелестные
бутоньерки для выходных платьев современны и сейчас. По сей день
английская аристократия приезжает на ежегодные скачки в Дерби в
традиционно роскошных, замысловатых шляпах, обильно украшенных
декоративными цветами и другими элементами. Многие модельеры (Унгаро,
Валентино, Юдашкин) используют искусственные цветы для украшения одежды. |