Объемная вышивка позволяет создавать и небольшие сувенирные предметы, и выполнять картины. В этом искусстве рукодельницы используют различные приемы и техники художественного вышивания, среди которых простые, отделочно-декоративные швы и множество других разнообразных швов.
Любая ткань состоит из основы в виде продольных нитей, параллельных ее кромке, и утка в виде поперечных нитей. Рисунок, который создает на ткани чередование нитей основы и утка через 1, 2, 3 и более нитей, называется переплетением. К простым и гладким — основным — относят полотняное, саржевое, атласное и сатиновое переплетения.
Нитки для вышивания отличаются по качеству, структуре, толщине и цвету. Они представляют собой скрученные волокна, которые способны быть натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными. К натуральной пряже относятся льняные, конопляные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые волокна.
Главный материал для создания многих произведений в технике объемной вышивки — это ленты разнообразных ширины и цветов. Для такой работы желательно выбирать мягкие и шелковистые ленты из натурального шелка. Шелковые ленты более плавно проходят через ткань.
Для осуществления объемной вышивки, в особенности если применять смешанную технику, понадобятся различного рода иглы. Обеспечить себя сегодня различными иглами несложно — они выпускаются различных видов и размеров.
Многие узоры, выполняемые гладью, необходимо вышивать одной ниткой мулине. Для чего нитку требуется правильно отделить от пасмы, чтобы она не запуталась. Сделать это можно следующим образом: отрезать от мотка хлопкового мулине кусочек пасмы нужной длины, взять его в правую руку и зажать кончик отрезка между указательным и большим пальцами.
Традиционно в технике объемной вышивки гладью, выполненной шерстяными и другими нитками, создают красивые и оригинальные изделия, которые служат для украшения интерьера. Как правило, эти предметы формируют общее впечатление, но вряд ли кто-то чересчур пристально разглядывает, что именно изображено на картине, панно или коврике.
В основе любой вышивки всегда лежит рисунок, который вышивальщица наносит на ткань; объемная вышивка не является исключением. Рисунок подбирают в соответствии с предназначением вышиваемого изделия и копируют на ткань. Ткань может быть любой — от шелка до хлопка; в этом виде рукоделия чем больше разнообразных материалов использовано в работе, тем лучше.
В готовых наборах обычно для каждой модели даются 2 схемы (иногда больше) размещения крестиков на ткани. Эти схемы приведены в виде цветных квадратиков, каждый из которых обозначает один крестик, а в прилагаемой рядом таблице показано, каким ниткам соответствуют квадратики того или иного цвета.
В деталях некоторых изделий нужно сделать отверстия, в частности в копилках необходимы прорези и люки. Эту операцию можно проделать в несколько приемов еще до начала основной работы над вышивкой детали изделия. Прежде всего следует наметить местоположение отверстия рядом наметочных стежков.