Это сейчас парфюмерия – французский
приоритет. А было время на рубеже XIX и XX веков, когда на весь мир
гремела российская парфюмерия. И наш отечественный предприниматель,
Генрих Афанасьевич Брокар, с гордостью носил звание «парфюмера мира
№ 1». Но уместно вспомнить и заслуги его жены – Шарлотты Андреевны. Это
она, занявшись продажей и рекламой российского парфюма, стала первой
женщиной-менеджером и вывела парфюмерный рынок России на первое место в
мире.
А все началось так романтично – с любви… Как
много знает молодой парфюмер Генрих Брокар! Шарлотта слушает его раскрыв
рот. А ведь она и сама прекрасно образованна – в прошлом, 1861 году
окончила лучший женский пансион в Москве. Научилась говорить на трех
языках, прекрасно рисовать, музицировать, поддерживать любую беседу. Но
таких увлекательных рассказов ни от кого не слышала. А ведь отец
Шарлотты, господин Равэ, не жалел денег на образование дочери, даже за
курсы математики заплатил. Отец верил: учение – клад. Ведь именно
благодаря своему образованию он смог заработать приличное состояние в
России, куда приехал из Бельгии много лет назад. Служил гувернером в
«благородных семействах», даже у Тютчевых сыновей учил. Потом снял дом в
центре Москвы на Никитской, открыл магазин медицинских инструментов.
Торговля пошла замечательно, и жизнь наладилась.
Шарлотта
выросла совершенно русской. Обожает зиму – снег, катания на тройке.
Любит распивать чаи по-московски и читать стихи Пушкина. «Евгения
Онегина» в особую тетрадь переписала и каждую главу снабдила
акварельными рисунками. Милейший Генрих Афанасьевич пришел от ее
рисунков в восторг. Сам он приехал из Парижа пару лет назад. Отец его,
тоже парфюмер Атанас Брокар, имеет магазин на Елисейских Полях, но дело
идет туго. Вот младший Брокар и поехал в Россию искать парфюмерное
счастье. Правда, пока он работает химиком-лаборантом, но хочет открыть
собственное дело.
В то морозное утро разрумянившаяся после
катания Шарлотта влетела в дом и остолбенела. Пахло сиренью. Это
зимой-то?! Конечно, цветы выращивают в оранжереях, но чтобы сирень?..
Сладко вздохнув, Шарлотта пошла на запах. Лестница. Коридор. Сиреневый
аромат вился из-за двери кабинета отца. Шарлотта приоткрыла дверь и
застыла – так сладко и дурманяще благоухала сирень. «Смотри, дочка,
какой волшебный букет! – улыбнулся отец. – Не завянет и аромата не
потеряет!»
Смущенный Генрих Брокар поднялся с кресла и
протянул Шарлотте… граненый флакончик. Духи! Но как поразительно похожи
на запах живой сирени. Сирень на снегу…
Жаль, что Шарлотта уже влюблена! Ее
избранник – известный тенор. Сегодня она позвала его выступить на зва
ном вечере. Пришел и Брокар с корзиной фиалок. Только и сказал,
вздохнув: «Поставьте цветы на рояль!»
Красавец тенор запел модный куплет и вдруг
дал петуха. Скривился беспомощно, вздохнул поглубже перед высокой нотой
и вновь сфальшивил. Словом, он с позором бежал из гостиной. Генрих
утешал Шарлотту: «Как говорят, не для тенора цветочки!» Бедная девушка
думала, он шутит. Разве могло ей прийти в голову, что душка тенор и
впрямь потерял голос из-за фиалок? Да-да, коварный парфюмер отлично
знал: фиалковый запах пагубно влияет на связки – можно потерять голос.
Вот и приволок корзинку побольше. Решил убрать соперника. Не убил,
конечно, зато Шарлотта тенора разлюбила.
В 1862 году 19-летняя Шарлотта вышла-таки
замуж за 24-летнего парфюмера. А 15 мая 1864 года Брокар открыл
собственную «фабричку» – снял заброшенную конюшню на Пресне и нанял
подручных – мужика Герасима и мальчишку Алешку Булдакова. В двух
кастрюлях кипело и булькало густое скользкое варево. Потом мыло сушили,
резали и на тележке развозили по лавкам. Но спроса не было. Оказалось,
русский народ не привык мыться с мылом, только парился с веничком. А
богатые аристократы парфюм из Парижа привозили.
Шарлотта задумалась, как помочь мужу.
Конечно, она верила: Брокар изготовит самые лучшие мыла. Но ведь их надо
продать! И вот как-то завела она беседу за самоварчиком: «Думаю, мыло
не в лавки, а на ярмарку относить надо. Простые люди там все покупают».
Брокар руками замахал: «Простые люди мыло не возьмут!» Но Шарлотта не
сдавалась: «А что возьмут? Гостинец жене и ребенку! Вот ты красивый
гостинец и сделай. Детям – мыло «Детское» в форме зайчика или рыбки. На
куске буковку алфавита выдави – и игрушка, и учение. А для взрослых –
мыло в форме морковки, свеклы, огурца. И главное, чтоб мыло было самое
дешевое: народное – по копейке. Вот с этой копеечки и соберутся
миллионы!»
Уже через пару лет Брокар стал первым
мыловаром России. Конечно, миллион сразу не накопил, но деньги
появились. «Фабричка» переехала в просторные дома у Серпуховской
заставы. Стали делать и косметику – помаду «Румяную», пудру «Лебяжий
пух». Но объявились конкуренты, и объем продаж начал падать. Шарлотта
обежала магазины, потолкалась среди покупателей, прикинула, посчитала и
вызвала мужа на «разговор за самоварчиком»: «Нужно мыло в красивые
обертки заворачивать. Ведь, если хозяйка за хлебом пошла, она
незавернутый кусок мыла уже не купит. Как мыло с хлебом в одной сумке
нести? А коли будет завернуто, да в красивую обертку, обязательно
соблазнится! И пудру надо не на вес продавать, а в красивых коробочках. А
помаду в футлярчики картонные положить. И на всю продукцию броские
яркие этикетки наклеить. Эскизы я нарисовала. И еще я решила рекламу в
газеты про наши товары дать».
Никто до того этим в России не занимался.
Шарлотта первой профессиональной рекламщицей заделалась. Товар Брокара
стал пользоваться самым большим спросом. Теперь можно было опять
производство расширить. Генрих прикупил пару зданий. И Шарлотта занялась
их хозяйственным устройством. Первой среди фабричных хозяек она начала
строить чистые и просторные дома для рабочих, создала библиотеку и
классы для обучения грамоте, открыла школу для детей, а вокруг фабричных
корпусов разбила сад и даже приказала вырыть озеро и запустить туда
лебедей. На вопросы других фабрикантов типа «зачем это надо?» отвечала
просто: «Мы создаем для людей красоту, хочу, чтобы и в жизни рабочие
такую же красоту видели!»
Москвичи прозвали Брокара «духовитым
Генрихом», а его жену – «душистой Шарлоттой». А в 1873 году посетила
Москву великая княгиня Мария Александровна. В Кремле устроили прием.
Через знатных подруг Шарлотта и для мужа добилась приглашения. И он,
галантно улыбаясь, преподнес юной княгине букет из роз, ландышей,
фиалок, нарциссов. Княгиня взяла букет и ахнула – цветы-то были из
воска, а аромат из нежнейших духов. При этом роза пахла розой, а ландыш –
ландышем. Княгиня пришла в восхищение: «Вы истинный волшебник! Такого
чуда и в Европе нет!» Брокар только склонил голову: «В Европе нет, а в
Москве есть!» Вскоре его «скромность» увенчалась званием поставщика
Императорского двора.
…Брокар встает в 6 утра и целыми днями
колдует в лаборатории. Шарлотта управляется с домом, воспитывает дочку
Женю и сыновей Александра и Эмилия. Хватает у нее сил и на открытие
магазинов в Москве и Петербурге. Брокару ведь не до организационных дел:
он разрабатывает новую рецептуру. Как-то вернулся домой пораньше, хитро
прищурясь, протянул Шарлотте флакончик: «Всю жизнь я хотел создать
аромат радости. Чтобы, понюхав его, человек воспрянул духом, подумал:
жизнь прекрасна. И вот – одеколон «Цветочный». Прошу любить и жаловать!»
И вправду, началась шальная любовь:
одеколон сметали с прилавков. В год продавали по миллиону флаконов. В
1883 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке
«Цветочный» взял Большую золотую медаль. Неугомонная Шарлотта предложила
неслыханное – пустить в выставочном фонтане вместо воды «золотой
одеколон». Народ как с ума посходил. Дамы совали в фонтан платочки,
перчатки, шали. Мужчины кидали в одеколон пиджаки и визитки. Фонтан не
выдержал, и «аромат радости» выплеснулся. Радость оказалась
безбрежной!..
Но Шарлотта снова в раздумье. Отчего
покупатели предпочитают русским духам французские? Пора убедить всех:
духи «от Брокара» лучше, чем любой парижский парфюм. Шарлотта придумала
хитрый ход – купила ящик французских духов и перелила их в брокаровские
флаконы, а свои духи разлила по парижским пузырькам. «Парижские» духи
нарасхват пошли, да еще и с восхищением: сколь приятно пахнут! Через
неделю Шарлотта в газете раскрыла свой преднамеренный обман – духи-то в
«парижских» упаковках русскими оказались. И ничуть не хуже французских!
Объем продаж взлетел фантастически. И на
собственную серебряную свадьбу Шарлотта пожаловала с бухгалтерской
книгой, где четко было написано: прибыль подходит к миллиону! Генрих
тоже преподнес жене подарочек – новый граненый флакончик. Шарлотта
приподняла крышечку и ахнула. Сирень! Та самая, чей запах когда-то их
познакомил. Но теперь это был не просто запах сирени, а изысканные духи.
«Хочу назвать в твою честь «Душистая Шарлотта», – тихо проговорил
Генрих. Шарлотта вздохнула: «Не стоит! Назови просто «Персидская
сирень».
В 1889 году «Персидская сирень» получила
высшую награду – Гран-при в Париже. Немыслимо – русские духи стали
самыми продаваемыми в столице мировой парфюмерии. А в 1900 году на
Всемирной выставке в Париже Гранпри взял весь набор «парфюма от
Брокара». Это был мировой триумф! Но в конце года у Брокара открылась
болезнь печени. По настоянию врачей он поехал на воды в Канн, но 3
декабря его не стало. «Империя Брокара» перешла в руки Шарлотты. Вместе с
сыновьями она довела годовой оборот до 8,5 миллиона, привлекая к работе
в «Товариществе Брокар и КО» самых талантливых парфюмеров. Например,
Августа Мишеля, который в 1913 году к 300-летию царствования дома
Романовых создал духи, от которых императрица Александра Федоровна
пришла в восторг. Духи так и назвали – «Любимый букет императрицы». Весь
XX век они были нарасхват. Знаем их и мы. Просто после революции они
стали именоваться «Красной Москвой», и уже как красно-пролетарские духи
еще много приносили стране звание лучших духов мира. Только о «Любимом
букете императрицы» пришлось забыть. Правда, Шарлотта Андреевна до этого
не дожила. Незадолго до революции она ушла из жизни, передав дело
сыновьям. Но и им после 1917 года пришлось уехать из России. А
национализированная фабрика Брокара стала всем известной «Новой зарей». |