У ее ног лежал весь мир. Ее называли
«восхитительной» и «божественной». Но мало кто задумывался, что ей
приходилось быть не просто великой балериной, но и педагогом,
репетитором, популяризатором и даже хореографом. Многие танцовщицы вели
гастрольный образ жизни. Но только ей впервые в мире удалось создать
собственную балетную империю и личный «бренд»: «АННА ПАВЛОВА».
Тонюсенькая 8-летняя Аня Павлова
завороженно смотрела на сцену Мариинского театра. Там, в волшебном мире
музыки, кружилась в танце Спящая красавица. «Мама! – вдруг твердо
сказала девочка. – Я вырасту и буду танцевать в этом театре!» Мать
только вздохнула. Куда уж дочери прачки грезить о сцене – не умереть бы с
голоду… Но всю неделю после спектакля дочка Анечка плакала, а потом и
болеть начала. Пришлось сводить девочку в балетную школу. Мать подумала:
выгонят прачкину дочку и дело с концом. Но директор, осмотрев Аню,
сказал: «Привозите, когда стукнет 10 лет. Возьмем на казенный счет».
И вот
в 1891 году 10-летняя Аня Павлова – воспитанница Императорской балетной
школы, а с 1 июня 1899 года зачислена в труппу Мариинского театра.
Конечно, пока ей далеко до партии Спящей красавицы, да и Мирту,
предводительницу вилис в «Жизели», получила толстая Люба Петипа. Но на
то она и дочь балетмейстера! Зато Аня станцует вилису Зюльму. Роль хоть и
маленькая, но с весьма выигрышным «антре».
В тот памятный сентябрьский вечер балетные
выпускники толпились стайкой у закрытого занавеса. И вдруг по кулисам
понесся слух: «На спектакле старая ведьма!»
Аня ахнула – угораздило же графиню
Бенкендорф притащиться на «Жизель»! Говорят, старуха любит
предсказывать: скажет гадость и улыбается. А потом еще и интересуется:
сбылось ли пророчество?
Аня перекрестилась и выпорхнула на сцену.
На мгновение Люба Петипа оказалась рядом и прошептала завистливо:
«Старуха тебя лорнирует!» Аня подняла голову: золотой лорнет, словно
огромные выпученные глаза, уставился на нее из третьей ложи.
После спектакля Люба прижала Аню к кулисе и
быстро зашептала: «Бенкендорфиха тебя похвалила, но сказала: «Эта от
нас упорхнет! У нее крылья будут лебединые». Не иначе тебе, Анька,
Одетту в «Лебедином озере» дадут! А еще старуха сказала: любовь ты свою
найдешь через тюрьму. Представляешь? – И Люба жадно заглянула подружке в
глаза, будто пытаясь высмотреть, за что посадят бедную Аню. – А потом
старуха брякнула: тебе судьба знаки подавать станет. Даже перед смертью
знак будет!» Аня опешила. Тюрьма, знаки, смерть – да старая ведьма
рехнулась. Себе пусть такое предсказывает!
В тот день Аня летела домой к матери,
сияя, как начищенный пятачок, – наконец-то ей повысили жалованье. Теперь
она – полноправная солистка! Ей поручили станцевать Лизу в «Тщетной
предосторожности», Нинию в «Баядерке», обещают и саму партию Жизели.
Только Одетты-Одилии, о которой она так мечтала, не видать. В «Лебедином
озере» блистает «царица» Мариинки – Матильда Кшесинская, бывшая
фаворитка царя Николая II.
Впрочем, Аня готова танцевать все, что
дают. Но дают мало, и потому она часто выступает в концертах, правда,
все больше – благотворительных. Но для них так трудно сыскать партнеров.
Вот и в тот январский вечер 1907 года пришла записка от коллеги:
заболел. Конечно, не каждый готов выступать задаром. Аня кинулась к
танцовщику Фокину, с которым дружила еще с училища. А тот вдруг
предложил: «Хочешь, я сочиню для тебя танец-монолог?» Все знали: Фокин
хоть и прекрасный танцовщик, но грезит хореографией. Неужели правда
сочинит?
Уже наутро новоявленный хореограф показал
вариацию Лебедя на музыку Сен-Санса: «Смотри – раскинулись руки-крылья.
Лебедь поет прекрасную песню, качается на волне и застывает, пряча
голову под крыло». Анна ахнула: «Как грустно. Он умер?» Фокин взвился:
«Что за глупости? Он уснул!»
Милый Миша, он и сам не понимал, что
сочинил, – шедевр, новое слово в балете. Публика приняла «Лебедя»
восторженно. И когда зазвучал шквал аплодисментов, Павловой припомнилось
пророчество старухи Бенкендорф: будут у Ани сильные крылья. Что ж,
«Лебединое озеро» в Мариинке ей не удалось станцевать, но, может,
графиня говорила об этом лебеде?..
На Масленице 1908 года Анна стала
задерживаться после спектаклей. Прибегала домой чуть не под утро – щеки
горят, глаза блестят. Мать тайком радовалась – кажется, у ее недотроги
появился сердечный друг.
Виктор Эмильевич Дандре, обрусевший
потомок французского аристократического рода, был образован, богат,
влиятелен. Ну просто принц из сказки! А как потрясающе ухаживал! Однажды
встретил после спектакля, лихорадочно блестя глазами: «Прошу вас выйти
за меня замуж!» Анна окаменела. Ну разве он не понимает: балерина не
может быть ничьей женой. Иначе – прощай, театр! А для Анны танец –
жизнь…
Наверное, отказ прочелся на ее
выразительном лице, потому что Дандре вдруг опустился на одно колено и
протянул огромный букет: «Умоляю!» Анна машинально развернула букет…
Розы. Огромные алые розы! Все поплыло перед глазами. Вспомнился первый
выход на сцену Мариинки. Тогда она, трепещущая от ужаса ученица, не
удержалась на ногах и грохнулась прямо на суфлерскую будку. Зал
захохотал. А ей пришлось встать, вымученно улыбаясь, поклониться публике
и повторить пируэт. Чуть живая, влетела она за кулисы, и кто-то
протянул ей алую розу. В насмешку? Или специально? Ведь красный цвет –
знак беды…
В начале 1909 года Фокин привел к Анне
Сергея Дягилева. Плотный, вспотевший, похожий больше на
пекаря-кондитера, чем на ценителя изящных искусств, тот начал
уговаривать Павлову: «Уже несколько лет я устраиваю Русские сезоны в
Париже. В мае – июне решил показать балет. Хочу познакомить Париж с
вами!»
Аня встрепенулась. Конечно, она и раньше
ездила на гастроли, но ведь тут – Париж!.. К тому же долгие гастроли –
удобное решение затянувшегося романа с Дандре. Павлова приняла
предложение. Только после ухода Дягилева спросила Фокина: нельзя ли
показать «Лебедя»? Миша вздохнул. Конечно, в «Лебеде» Аня неподражаема,
но Дягилев, не смущаясь, объяснил Фокину, что хочет показать в Париже
своего протеже и нежного друга – Вацлава Нижинского. Все балеты
поставлены специально для него, а Павлова выступит просто партнершей
Вацлава в «Павильоне Армиды» и «Сильфидах». Словом, не она будет
звездой. Но ей об этом говорить не надо…
Можно подумать, Анна и сама не поняла! Она
безжалостно бросила труппу Дягилева и начала выступать самостоятельно.
Теперь в Нью-Йорке и в Лондоне ее встречали огромные афиши: «Анна
Павлова». Ее имя стало символом культового русского балета. Правда, в
Лондоне пришлось выступать в мюзик-холле – прямо между номерами
дрессированных обезьян и чечеточников. Ну и что? Главное – за границей
Анна могла танцевать что хотела. И все чаще выбирала «Лебедя». А как-то,
стоя за кулисами, вспомнила слова графини Бенкендорф: «Упорхнет она от
нас!» Вспомнила и засмеялась. Сбылось: упорхнула. И крылья оказались
сильными – лебедиными!
В феврале 1911 года Павлова гастролировала
по Америке. Перед репетицией ей подали телеграмму. Открыла – не
поверила. Сенатор Нейдгарт вызывает ее в Россию «для дачи показаний».
Каких показаний?! У нее контракт с Метрополитен-опера. Она танцует
«Жизель» и «Лебединое озеро». Зачем она поедет в Россию? Там «Лебединое»
никто ей не предлагает! И что за длинная телеграмма… «показаний в связи
с делом Виктора Дандре». Буквы поплыли перед глазами. «Немедленно! –
закричала она секретарю. – Билет в Россию!»
Виктора арестовали 28 декабря 1910 года.
Ревизия обнаружила растрату при постройке Охтинского моста, а Дандре эту
стройку курировал. Ну а поскольку никаких денег у Дандре не
обнаружилось, пресса раструбила, что он растратил их на свою заграничную
любовницу, то есть ее, Павлову. Анна читала газеты и скрипела зубами.
Идиоты! Денег у Виктора не обнаружилось потому, что он их не брал. А
Павловой при ее фантастических заработках чужие деньги вообще не нужны.
Ну погодите, черти, во главе с сенатором Нейдгартом – Анна найдет на вас
управу!
Так и вышло. Анна внесла за Дандре
колоссальный залог – 35 тысяч рублей – и убедила Виктора уехать в
Европу. Нечего жить в стране, которая никого не ценит!
И как только она раньше обходилась без
Виктора? Импресарио, администраторы, секретари – Дандре один заменил
всех. И что за чушь Анна несла, когда говорила, что ни за кого не пойдет
замуж? Да как она вообще жила без Виктора?! Права оказалась пророчица
Бенкендорф: только увидев Дандре в тюрьме, Анна поняла, что любила,
любит, не может не любить…
Говорят, разъездная жизнь трудна. Да Анне
все равно, лишь бы танцевать! За год она изнашивает 2 тысячи пар
балетных туфель. Она зарабатывает баснословные гонорары, но может
выступать и задаром.
Одно плохо: ее – символ русского балета –
ждет весь мир, но не ждет Россия. Чтобы не сойти с ума от ностальгии,
Павлова свой типично английский дом в Лондоне – Айви-Хаус (Дом в
Плюще) – превратила в русский: здесь ставили самоварчик, ели гречневую
кашу, пекли черный хлеб. На пруду жили белые лебеди. И Анне казалось,
что они прилетели из далекой России.
Однажды в Айви-Хаус приехал сам создатель
музыки «Лебедя» – композитор Сен-Санс. Анна потащила его к пруду.
Оторопелый композитор увидел, как хрупкая женщина обняла подплывшего на
ее зов лебедя. И птица, способная ударом крыла перебить человеку руку,
радостно заклекотав что-то, обвила голову Анны грациозной белой шеей.
«Мы с вами из лебединой стаи, маэстро!» – прошептала балерина.
Вечером, когда Анна возвращалась после
проводов дорогого гостя, ее остановил Тимофей, русский мужик, неизвестно
как очутившийся в далекой Англии и приставленный теперь ухаживать за
лебедями: «Барыня! Опять лебедь сдох. Четвертый за лето. Не приживаются
они тут…»
Анна вскинула голову и вдруг закричала:
«Но мы же прижились! Пусть и они стараются! Мы тоже не просились на
чужую землю!» И, зарыдав, она кинулась в дом – прямо в объятия Дандре.
Он-то всегда там, где нужен…
А через пару недель в Ковент-Гардене Анна
танцевала «Лебедя». Уже вышла на сцену и тут вместо обычной жемчужной
броши на груди обнаружила… алый рубин. Костюмерша, видно, напутала. Но
Анна вдруг вспомнила, как Фокин убеждал ее когда-то: лебедь уснул. Нет,
Миша был не прав – лебедь умер! На груди у него – кровавая рана. И она,
Павлова, танцует теперь «Умирающего лебедя»…
Раз нет новой хореографии, Анна начала
сочинять сама. Поставила несколько балетов, особенно удались «Осенние
листья». Конечно, ей повезло – она сумела-таки создать свою труппу, свою
школу. Но все это требует громаднейших денег. Приходится идти на
рекламу. Но как это унизительно… В Нью-Йорке для рекламы какой-то пасты
распечатали огромные плакаты, где Анна оказалась в пять раз больше самой
себя – с пышными формами и бедрами как у рождественской индейки.
Стыдно, но что делать – реклама помогает кормить труппу. К тому же
каждый месяц, с тех пор как в 1917 году России случилась революция,
Павлова отправляет в родную Мариинку огромные посылки с едой. Ведь
говорят, там нечего есть. И вот, пожалуйста, – статья в «Правде».
Вернувшаяся на Родину балерина Викторина Кригер рассказывает в газете,
как жирует за границей «буржаузка» Павлова, и призывает ничего от нее не
принимать. И голодные балетные отказались от Аниных посылок! «Им же
надо хорошо питаться! – кричала Анна. – Иначе дистрофия. Они умрут! Как
ты не понимаешь, Виктор!» И она била ни в чем не повинного Дандре
балетными туфлями. А он, как всегда терпеливо, пытался сдержать ее в
своих теплых объятиях.
По ночам Анне снился запах русского сена. Она даже приказала скосить траву в своем огромном парке. Но трава не пахла…
В 1929 году у Анны что-то стряслось с
коленом. Лечилась – не помогло. Боль мучила постоянно. К тому же стало
пропадать дыхание. Частенько после спектакля Анна падала прямо в
кулисах. В гримерку ее несли на руках. Приходилось сокращать программу.
Конечно, время уходит, забирая силы, ей уже под 50. Мало кто из балерин
танцует в таком возрасте. Но ведь публика до сих пор обожает ее – билеты
на новое мировое турне давно проданы. Надо просто отдохнуть,
расслабиться.
Анна поехала отдохнуть к подруге Наталье
Трухановой в предместье Парижа. Деятельная Наталья потащила ее в свою
оранжерею: «Знаю, ты не любишь алых роз, но эти – белые!» Анна
наклонилась над кустом и вскрикнула: в палец вонзился шип. Тонкое,
измученное лицо Павловой стало совсем прозрачным: «Это знак, Ната. Тот
самый, о котором говорила старуха Бенкендорф. Мы с этой розой теперь
одной крови. И умрем вместе – она и я». Наталья руками замахала:
«Глупости какие!»
Но через несколько месяцев Наталья с
ужасом увидела, что куст белых роз покрывается какими-то пятнами,
похожими на засохшую кровь. Наталья кинулась телеграфировать Дандре.
Ответа не было. И только на другой день в газетах она прочла: «23 января
1931 года на гастролях в Гааге скончалась великая балерина Анна
Павлова. Ей было 49 лет».
Анна простудилась в поезде. В Гааге
пришлось отменить первый же спектакль: температура у Анны стремительно
подскочила. На третий день болезни она уже бредила. Около полуночи
открыла глаза, привычно перекрестилась и сказала: «Приготовьте мой
костюм Лебедя!»
Кто знает, в какой волшебный мир она улетела?..
А лет десять назад в культурных кругах
России начались разговоры – хорошо бы прах великой балерины вернуть на
Родину. Пресса даже называла дату. Но видно, лебединая душа еще не нашла
в себе сил вернуться в Россию. Разговоры затихли. Лебедь пока не
прилетел… |