Список домов «от кутюр» полон
блистательных имён и весьма… короток. Не считая тех, что входят в состав
парижского Синдиката Высокой моды сегодня, всего в нём около полусотни
названий. Одни мы отлично помним и по сей день, другие давно забыли. Но
если наша память оказалась короткой, это не означает, что забытое не
заслуживает внимания. И одно из таких имён — это Жан-Луи Шеррер,
французский кутюрье, чьи творения в своё время были символом роскошной
элегантности.
Он родился в Париже, но когда именно,
источники расходятся во мнениях — то ли в 1936, то ли в 1935 году. У
мальчика с детства проявились отличные танцевальные способности, так что
его отдали в школу классического танца. Много лет занимаясь
классической хореографией, Жан-Луи готовил себя к балетной карьере, но,
как это часто и бывает, вмешался случай. Неудачное падение привело к
серьёзной травме, и стало ясно, что продолжать танцевать он не сможет.
Нужно было искать новое занятие, и в 1955 году он поступил в школу при
Синдикате Высокой моды, чтобы попробовать себя совсем в другом мире, но в
какой-то мере тоже претендующем на принадлежность к искусству.
И тут оказалось, что таланты молодого
человека не ограничиваются областью хореографии. Годы, проведённые в
балетной школе и театре, подарили ему знакомство с иллюзорной роскошью и
неподдельным блеском театральных костюмов, их эффектностью, так что
теперь, учась воплощать на бумаге, а затем и в ткани, свои фантазии,
Жан-Луи показал себя отличным учеником с задатками будущего прекрасного
модельера. Его заметил сам великий маэстро Кристиан Диор, и в 1955 году
Шеррер попал в знаменитый дом моды, подаривший миру стиль «нью лук», в
качестве ассистента. Там же в это время работал и Ив Сен-Лоран, ровесник
Шеррера, которого Диор выбрал своим преемником. Именно там будущий
известный дизайнер постигал все тонкости мастерства, изучал свойства
тканей, крой, способы отделки — словом, всё то, что позволяло создавать
великолепные наряды «от кутюр». Жан-Луи Шеррер
В 1957 году великого кутюрье не стало,
и дом Диора возглавил Ив Сен-Лоран. Жан-Луи оставался там ещё два года,
затем, в 1959 году, перешёл к Луи Феро, проработал два года там, и в
конце концов решил, что настало время пуститься в самостоятельное
плавание. И в 1962 году открыл дом моды «Жан-Луи Шеррер».
Это было время, когда в мире Высокой
моды разгорался кризис, и стало понятно, что будущее именно за готовой
одеждой, прет-а-порте. Но Шеррера влекло именно к «от кутюр». Отличная
выучка у едва ли не лучшего кутюрье эпохи и собственные вкус и талант
позволили ему сразу занять собственную нишу — великолепные изысканные
наряды в классическом стиле, не экстравагантные, но эффектные,
сексуальные, но не вульгарные. «Чувственность, элегантность и еще раз
элегантность» — именно под этим девизом работал Шеррер. Так что
неудивительно, что среди его клиенток уже в самом скором времени
появилось множество женщин, которые, в силу своего высокого положения,
стремились выглядеть блистательно, однако ни на йоту не преступая правил
хорошего вкуса, — супруга и дочь тогдашнего президента Франции Жискара
д’Эстена, королева Нур — супруга короля Иордании Хуссейна, иранская
шахиня Фара Диба, Паола, принцесса Льежская — супруга наследника
бельгийского престола Альберта, писательница Франсуаза Саган, Патриция
Кеннеди Лоуфорд — сестра американского президента, прославленные актрисы
Мишель Морган и Софи Лорен, и многие другие.
Шеррер не был новатором, не вводил
новых силуэтов, новых стилей. Но умел взять уже существующее и довести
его до совершенства — это казалось ему куда важнее. Вдохновлённый
искусством Востока, он создавал вечерние наряды в духе «тысячи и одной
ночи» из множества слоёв летящих тканей, в стиле индийских раджей —
вышитые жемчугом и украшенные перламутром жакеты с шароварами, тюрбаны с
перьями. Китай, Монголия, Греция, Россия — экзотические мотивы в
работах Шеррера добавляли им эффектности, и когда его модели выходили на
подиум, у зрителей перехватывало дыхание. Даже когда в 1971 году
модельер занялся выпуском одежды прет-а-порте, эти коллекции явно
говорили о том, что делал их дизайнер, для которого главной была
всё-таки именно Высокая мода. Шифоновые и шёлковые платья, броская
отделка мехом, кожей и вышивкой, бархатные аппликации на одежде из
шерсти или золотые канты на пальто… Словом, прет-а-порте в его
исполнении выглядело роскошно и дорого. Ну а что уже говорить о
коллекциях «от кутюр»!
В 1970-х работы Шеррера продавались во
множестве американских магазинов — США тоже подпали под обаяние
скромных (не вульгарных, не коротких, не чересчур открытых) и
одновременно нескромно-эффектных нарядов от французского кутюрье. К
1980-м они продавались в более чем двадцати пяти странах мира, включая
Японию. Начиная с 1979 года Шеррер начал выпускать и ароматы, в 1980
году получил заслуженную награду — «Золотой напёрсток».
Именно на 1980-е пришёлся пик его
популярности, и Жан-Луи мог бы продолжать работать ещё много лет, но… В
1990 году компанию Шеррера купили японцы, что было вполне нормальной
ситуацией и беды ещё не предвещало. Но в 1992 году, когда компания
столкнулась с финансовыми сложностями, Шеррера уволили из его дома. Он
подал в суд и получил материальную компенсацию, а вот имя вернуть не
смог. Новые хозяева наняли новых дизайнеров, и свою дальнейшую жизнь —
впрочем, не такую блестящую, как когда-то — модный дом «Шеррер»
продолжил уже без собственно Шеррера. А в 2008 году его двери закрылись
навсегда… Впрочем, владельцы продолжают выпускать солнечные очки под
этой маркой, но разве это можно принимать всерьёз?
Жан-Луи Шеррер не единственный из
кутюрье, кого постигла такая участь, не первый, и надо полагать, не
последний. Искусство и бизнес совместимы плохо, а мода, в силу самой
своей сути, к тому же не являясь «чистым искусством», вне бизнеса
существовать не может. Или может — но недолго. Но разве от этого менее
грустно, когда происходит подобное и ещё один творец моды сходит со
сцены?…
|