Советский Союз был страной, в которой,
в силу самых разных причин, моде уделялось немного внимания. Что ж, тем
ярче на этом фоне выделялись те немногие, о которых восхищённо можно
было сказать «наш прекрасный модельер». И он — один из них.
Вячеслав Зайцев родился в 1938 году, в
городе Иваново; родители, Михаил Яковлевич и Мария Ивановна, были
рабочими. Детство, школа — всё это пришлось на годы Великой
Отечественной войны. В 1952 году, в четырнадцать лет, Вячеслав поступил в
химико-технологический техникум, там же, в Иванове, и окончил его с
отличием, получив специальность «художник текстильного рисунка». После
этого он уехал в Москву и продолжил образование в Текстильном институте,
став художником-модельером. Именно тогда он познакомился и со своей
будущей женой, Мариной, которая училась в том же институте, — в 1959
году они поженились, спустя год родился сын, который в своё время тоже
станет художником-модельером, как и отец. Вячеслав Зайцев
Первым местом работы Зайцева стала
Экспериментально-техническая швейная фабрика в городе Бабушкине, куда он
пришёл в 1962 году, а три года спустя он стал художественным
руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома
моделей одежды, знаменитого на всю страну Дома моделей на Кузнецком
мосту. Тогда и состоялась первая встреча с самыми знаменитыми
модельерами той поры — с Пьером Карденом, Ги Лярошем, с возглавлявшим
тогда дом моды «Кристиан Диор» Марком Боеном — Запад смог ближе
познакомиться с модой СССР и признать, что и она достойна внимания.
В последовавшие за этим годы работы
Зайцева были неоднократно представлены за рубежом, показы проводились и в
Западной Европе, в частности, во Франции и в Италии, и в Канаде, и в
США, и даже в Японии. Однако автор, разумеется, их не сопровождал — не
те были времена… А когда поступило предложение американской стороны
открыть на Западе магазины Зайцева, сторона советская твёрдо предложение
отклонила.
С 1969 по 1990 год Вячеслав Зайцев
начал сотрудничать с театром и кино в качестве художника по костюмам, а
также с эстрадой, создавая костюмы для самых известных советских
артистов той эпохи, от Муслима Магомаева до Эдиты Пьехи.
В 1972 году, после автокатастрофы и
длительного лечения, он вернулся на работу в ОДМО, уже заместителем
художественного руководителя, и спустя шесть лет ушёл оттуда, занявшись,
в частности, педагогической деятельностью, — с 1979 по 1996 год он
преподавал на кафедре моделирования одежды факультета прикладного
искусства тогдашнего Московского технологического института (теперь это
Академия сферы быта и услуг). В том же 1979 году Зайцев начал работать в
системе службы быта на фабрике индпошива, и со временем она превратится
в Московский Дом моды.
1980 год ознаменовался двумя важными
событиями — члены советской спортивной делегации на Олимпийских играх
появились в костюмах, разработанных Зайцевым, и вышли его книги «Такая
изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды». А ещё, наконец, Зайцев
смог и лично принять участие в событиях мира моды за границами СССР, в
частности, побывать на симпозиуме моды в Софии, сопредседателями
которого был он сам и Пьер Карден. Выехать первый раз в
«капиталистическую» страну он смог только в 1986 году — это была Канада,
где в Ванкувере проходила Всемирная выставка средств передвижения.
С 1982 года Вячеслав Зайцев стал
художественным руководителем Московского Дома моды (в 1988 году он был
единогласно избран его директором, а в 1996-м — президентом ОАО «Дом
моды Вячеслава Зайцева», в который тот преобразовался) и создал первый в
стране Театр моды. В конце этого десятилетия он сократил имя «Вячеслав»
и с тех пор стал известен как в российской, так и зарубежной моде, как
«Слава Зайцев».
С распадом СССР всё изменилось.
Границы открылись, и поездки за границу, показы, выставки, участие в
фестивалях и семинарах, гастроли, знакомство с зарубежными коллегами,
словом, всё то, что раньше было или мало доступно или почти недоступно,
теперь стало неотъемлемой частью жизни самого известного из российских
модельеров. Впрочем, в родной стране он тоже будет принимать активнейшее
участие в бурно развивающейся жизни моды. С 1994 года под патронажем
Зайцева стал проводиться Конкурс профессиональных художников-модельеров
имени Надежды Ламановой, замечательного русского мастера, и это только
один из огромного множества примеров. Помимо дизайна одежды, много
времени Зайцев посвящал и живописи, и графике; словом, его
художественный талант смог проявиться всесторонне.
Сегодня он, наверное, самая
«историческая» фигура советской и российской моды. Многочисленные
награды и медали, звания, почётные степени и прочее занимают не одну
строчку на его официальном сайте, и вполне заслуженно. В своё время
Зайцев смог стать «лучом света в тёмном царстве», а это нелёгкий труд… |