«Женщина должна знать, что иногда
платье может полностью изменить её судьбу», — сказал однажды Роберто
Кавалли. А уж ему, человеку, который, по собственному признанию, обожает
женщин и всю жизнь работает только для них, можно верить. С приходом в
мир моды талантливого итальянца, который предпочитает, чтобы его
называли не модельером, а «художником моды», мы, возможно, потеряли
талантливого живописца. Зато обрели мастера, который в очередной раз
подтвердил, что мода — это искусство.
Роберто Кавалли родился в 1940 году во
Флоренции, городе, где творили одни из самых замечательных художников
итальянского Возрождения, чьи работы до сих пор украшают стены всемирно
известной галереи Уффици. Роберто может гордиться — там хранится и
несколько работ его деда, известного в своё время
художника-импрессиониста Джузеппе Росси.
Как часто бывает в творческих семьях,
Роберто должен был пойти по тем же стопам — так что учиться он
отправился в местную школу искусств. Но, как оказалось, молодого
человека больше интересовало практическое применение своих познаний в
мире изобразительного искусства, и он сосредоточился на рисунках для
ткани, видя в них прекрасное поле для воплощения своих фантазий. Ткань с
изумительным узором — это просто материя? Или уже искусство?
Ещё во время учёбы работы молодого
Кавалли, а конкретно, цветочные принты, привлекли внимание нескольких
ведущих итальянских трикотажных фабрик. В 1972 году, в другом
известнейшем здании Флоренции, палаццо Питти, он показал свою первую
коллекцию. Нет, она не имела успеха, как можно было бы ожидать. И дело
не в таланте Кавалли — просто дизайнер выбрал для воплощения своих
фантазий не роскошные дорогие ткани вроде шёлка или тончайшего шифона, а
ткани куда более простые, хлопчатобумажные (ну что ж, когда-то хлопок в
Европе был роскошью, но с тех пор прошло много столетий). Первое
разочарование не остановило Роберто, и он продолжал работать, пробуя
себя в разных направлениях. В том же 1972 году открылся его первый
магазин — но не в Италии, а во Франции, в курортном Сан-Тропе. Одежда от
Кавалли с яркими принтами пользовалась огромным успехом у молодёжи. Роберто Кавалли
Вскоре дизайнер изобрёл и запатентовал
особый процесс печати рисунка на коже — до него никто и не пытался
использовать кожу в качестве основы для воплощения художественных
фантазий. Делать из неё аксессуары — естественно, но рисовать на ней?…
Разработка технологии потребовала долгих экспериментов и дорогостоящих
материалов (Кавалли использовал тончайшую кожу с одного из французских
заводов, где выделывали кожу для перчаток), зато результат оказался
потрясающим. Из кожи, как оказалось, можно создать всё, что угодно —
даже «розовое вечернее платье».
Он женился на своей первой любви, как
только у него появились хоть какие-то деньги, чтобы содержать семью, а в
1977 году встретился с австрийкой Евой Дюрингер, причём были они, как
говорится, по разные стороны баррикад — Ева была претенденткой на титул
«мисс Вселенная», а Роберто — одним из судей. Они встречались четыре
года, а потом поженились. Их браку уже много лет — редкость в
переменчивом мире моды, и жена всегда оставалась одним из его ближайших
помощников и советников.
Двадцать лет Кавалли создавал очень
женственные и сексуальные наряды для итальянок и француженок, но
настоящий успех пришёл к нему только в середине 1990-х. В 1994 году он
представил первую коллекцию джинсов, обработанных пескоструйным
аппаратом. И они моментально взлетели на модный олимп — их хотели носить
все, особенно молодёжь. А ставший внезапно очень популярным кутюрье мог
продолжать экспериментировать дальше — с тканями, с отделкой, кроем.
Минимализм — это не про него и не для него! И Кавалли разрабатывает
свой, теперь легкоузнаваемый стиль — с принтами в виде кожи животных
(например, леопарда и зебры), с блёстками, с использованием кожи — в
этом он был и остаётся настоящим гением, с лоскутной техникой, с
экстравагантными деталями… К концу столетия, а заодно и тысячелетия, в
моду вернулась броскость, даже избыточность, и оригинальные, яркие
модели Кавалли пришлись как нельзя более кстати. Они отлично смотрелись
на сцене, на ковровых дорожках, и среди поклонников кутюрье появилось
множество актрис и певиц.
Империя Кавалли росла с каждым годом,
коллекции Высокой моды стали дополняться линиями готовой одежды (так что
вещи с маркой «Кавалли», а точнее, «Джаст Кавалли», «просто Кавалли»,
могут позволить себе не только звёзды), детской одежды, аксессуарами,
нижним бельём…
Одежда от Кавалли легко узнаваема,
кто-то стремится к элегантной сдержанности, кто-то — к изяществу линий,
кто-то — к необычному сочетанию цветов… А к чему стремится он? Как-то,
отвечая на вопрос о ставших его фирменном знаком принтах с узорами в
виде кожи животных, Роберто Кавалли сказал: «Не то чтобы они мне как-то
особенно нравились. Мне нравится всё, что связано с природой, всё
"природное”, что окружает меня. ‹…› Я начал понимать, что самый лучший
дизайнер — это Бог, так что я стал подражать ему». |