На гербе, пожалованном ему его
царственным покровителем, королём Франции Людовиком XIV, на лазурном
поле красовался сапог, увенчанный короной, в окружении двух
геральдических лилий. Что могло заставить монарха, который задавал моду
всему своему двору, а вслед за ним Парижу, Франции и всей остальной
Европе, обратить внимание на скромного сапожника? Может, то, что он на
самом деле вовсе не был скромным, зато был талантливейшим мастером?
Настолько талантливым, что его успех в XVII веке был, пожалуй, ещё более
громким, чем у Бланика, Чу и Лубутана в наше время!
Увы, известно нам о Николя Лестаже не
так и много. Родился он, по всей видимости, в окрестностях Бордо, а,
возможно, и в самом городе. Во всяком случае, именно там, на
Парламентской улице, располагался его магазин, который носил любопытное
название — «Волк в сапогах» (что ж, пусть сборник сказок Шарля Перро
«Кот в сапогах» вышел только в конце века, это было литературной
обработкой народных сказок, так что не исключено, что Лестаж намекал на
сказочную историю… а может, и нет — кто знает?). Возможно, Лестаж так и
остался бы в Бордо, если бы в 1659 году туда не приехал король…
Молодому монарху был тогда всего
двадцать один год. В Бордо он прибыл, как считалось, чтобы вести
переговоры о своём грядущем браке с испанской инфантой, Марией-Терезией.
Праздники, увеселения, подарки… Один из подарков и преподнёс Лестаж,
пару великолепных туфель, подробное описание которых (возможно, не без
преувеличений) дошло и до нас: «Туфли, на которых лилии громоздились над
лилиями, украшенные чистым золотом, из восточного шёлка медового цвета,
с подкладкой из тафты цветов монарха». Судя по всему, подкладка была
лазурной, а лилии были не просто имитацией цветка, а изображали
флёр-де-лис, лилии геральдические. Словом, это были туфли, достойные
французского короля, но, главное, они ему подошли, хотя никаких
примерок, разумеется, не было и быть не могло. Король остался очень
доволен. Туфелька от Николя Лестажа
Нет, Лестаж не ринулся тут же в Париж,
в попытках завоевать столицу, как можно было бы предположить. Прошло
четыре года, прежде чем 26 июня 1663 года он не появился при дворе,
преподнеся королю новый подарок, который, в сущности, и принёс ему
славу, вписав в историю моды. Это были изящные сапоги (сапоги были тогда
почти неотъемлемой частью мужского костюма), но от всех прочих их
отличало то, что у них не было шва… Это вызвало фурор — сначала при
дворе, потом и в стране (и даже за её пределами). По этому поводу было
написано множество стихов, которые превозносили творение Лестажа в самых
пышных выражениях, свойственных тогдашней эпохе; всех интересовало то,
как мастеру удалось добиться такого. Версий, в том числе поэтических,
доходивших до абсурда, было множество — кожа с хобота экзотического
животного, слона? С шеи фавна? С голубя? Или вообще «выдута», как
выдувают свои произведения стеклодувы?
На самом деле Лестаж, по-видимому,
использовал технику, которая была заново открыта в Европе много позже —
снимал целиком кожу с ноги телёнка, не разрезая её, а затем дубил,
обрабатывал и так далее. Один из парижских сапожников решил попробовать
повторить «чудо Лестажа», как о нём говорили, и предложил Лестажу
следующий вариант — если через шесть месяцев ему удастся сделать сапоги
без шва, тот платит ему триста ливров, а если нет, он уплатит Лестажу
тридцать. Из затеи ничего не вышло.
Как бы там ни было, король строго
запретил Лестажу пытаться повторить подобное — такие сапоги мог носить
только он сам! Людовик XIV уже не мог, разумеется, упустить такого
специалиста, и Николя остался в Париже, где открыл ателье, которое стало
пользоваться огромной популярностью. В апреле 1665 года было объявлено,
что король наградил его дворянством и пожаловал титул «мастера
сапожника». А ещё Людовик послал ему нарядный ковёр с узором из
геральдических лилий, который Лестаж не без гордости, надо полагать,
повесил на стену своего ателье. А портрет Лестажа с подписью: «Мэтр
Лестаж, чудо эпохи» красовался в королевской картинной галерее. Вполне
заслуженно!
|