Поклонник творчества Кристобаля
Баленсиаги, он возглавил его дом моды в конце XX века и сумел перевести в
следующий век без потерь, наоборот, преумножая славу некогда
знаменитого имени. Его влияние на современную моду велико — он постоянно
опережает других, идя всегда на несколько шагов впереди и задавая
очередное направление. Он постоянно заглядывает в будущее,
экспериментируя с тканями, экспериментируя с формами. По сравнению со
многими другими известными дизайнерами он молод, зато в своём поколении
он, вероятно, «самый значительный», как было сказано однажды. И,
вероятно, будет сказано ещё не раз.
Он родился в 1971 году в Комине, на
севере Франции, неподалёку от границы с Бельгией. Его мать —
француженка, а отец — бельгиец. Большую часть детства Николя провёл на
западе страны, в Пуату. Спорт играл в жизни мальчика довольно большую
роль — он занимался и фехтованием, и плаванием, и верховой ездой. Лет в
двенадцать Николя заявил, что хочет быть модельером, и начал рисовать
эскизы костюмов, а потом воплощать их в жизнь из подручных материалов, в
том числе и штор в их доме. Это путь, через который прошло немало
будущих модельеров — правда, позднее Николя признавался, что ему, помимо
прочего, хотелось чего-то необычного, выходящего за рамки их спокойной
жизни в провинции, не того, чем занимались его родители — мать вела
домашнее хозяйство, отец владел площадкой для гольфа. Николя Гескьер
Однако намерение стать дизайнером
оказалось всё-таки не мимолётной детской прихотью, и ещё будучи
подростком, он как-то устроился стажёром на летние каникулы к Агнес Б.,
известному французскому дизайнеру. Это была, конечно, ещё несерьёзная
работа («я наблюдал, я делал ксерокопии, я варил кофе»), в конце концов,
ему было только пятнадцать, да и денег она не предполагала — за свои
услуги он получал вещи марки, но она познакомила его с настоящим,
взрослым миром моды. Затем он перешёл к другому дизайнеру, Корин Кобсон,
но потом решил всё-таки сначала окончить школу.
В 1990 году Николя стал ассистентом у
Жан-Поля Готье, «анфан террибля» французской моды. Он проработал там два
года, получив по-своему бесценный опыт, затем стал заниматься дизайном
трикотажных изделий, затем сменил ещё несколько мест, работая
дизайнером-фрилансером то для одной марки, то для другой, и даже недолго
поработал в Италии. Но в 1995 году Николя, наконец, попал в то место,
которое и определило его дальнейшую жизнь в мире моды.
В самом начале своей карьеры у
Баленсиаги Николя работал в отделе лицензирования и занимался дизайном
вещей, предназначенных для японского рынка (в частности, траурной
одежды), и то, что его работы заметили, стало, вероятно, тем самым
счастливым случаем, которого ожидают почти все. В данном случае повезло и
Гескьеру, и Баленсиаге.
К тому времени от знаменитого некогда
модного дома Кристобаля Баленсиаги мало что осталось, и когда в 1997
году на место главного дизайнера взяли нового, молодого (Николя
только-только исполнилось двадцать шесть), никому неизвестного
модельера, на это кто мало обратил внимание. Возрождение этого дома
казалось очень маловероятным — как будет позднее говорить Гескьер,
«когда я пришёл туда, дом Баленсиаги был полон призраков — хороших и
плохих. ‹…› Некоторые люди со мной не разговаривали. Возможно, они
полагали, что я сделаю что-нибудь невежливое, дерзкое, что я попытаюсь
всё переделать по-своему… Но я, конечно, не собирался делать ничего
такого».
Его первые коллекции шумного успеха не
имели, хотя их всё же заметили. Работу Гескьера затрудняло и то, что у
него поначалу не было доступа к архивам его знаменитого предшественника,
и он работал, опираясь в основном на книги и фотографии работ
Баленсиаги. Он не пытался копировать его, нет: «Мои отношения с
Баленсиагой — это не прямое наследование, это исследование его работы».
«Кристобаль Баленсиага открыл много нового, его работы столь
изобретательны, что я не перестаю изумляться. Я могу над чем-нибудь
работать, а затем вдруг оглянуться и вспомнить прошлое и, подняв архивы,
найти многое там».
Уже несколько лет спустя стало ясно,
что Гескьер не просто поне-многу возрождает известный дом моды, а что он
представляет собой крайне интересного модельера. Его пригласили стать
главным дизайнером дома «Труссарди», затем — дома «Каллаган» (и там, и
там он в своё время подрабатывал фрилансером), и всё это он делал
параллельно со своей основной работой, у Баленсиаги.
В 2000 году он получил титул
«авангардного дизайнера года», а в следующем — награду от Американского
совета дизайнеров моды. В том же 2001-м показ Гескьера в Париже имел
такой успех, что возле магазина каждый день собирались толпы и он просто
не мог вместить всех желающих. Так началась настоящая слава, хотя сам
он говорит, что никогда не хотел быть знаменитым, он хотел просто
работать. Что ж, он работает, и его называют одной из самых влиятельных
фигур в мире современной моды, самым необычным дизайнером своего
поколения… За что?
Долгие годы своей карьеры Кристобаль
Баленсиага посвятил всевозможным экспериментам, особенно с тканями, с
силуэтами, с конструированием одежды. Гескьер пошёл по тому же пути, не
подражая Баленсиаге, но опираясь на созданное им и проводя собственные
изыскания. Его решения обычно инновационны, однако, в отличие от
результатов работы многих дизайнеров-экспериментаторов, то, что
предлагает Гескьер, можно использовать в повседневной жизни, так что его
«футуризм» оказывается практичным и оттого востребованным. И то, что
создаёт Гескьер, каким бы странным оно порой ни казалось — то вроде бы
жёсткие и негнущиеся костюмы, похожие на доспехи, а на самом деле мягкие
и удобные, то одежда, сделанная как будто из солнечных батареек, — всё
это можно носить. Пусть его модели кажутся пришедшими из будущего, в
конце концов, мы в это будущее понемногу двигаемся… Просто Гескьер
делает это быстрее других.
Благодаря ему некогда великий дом моды
стал теперь вновь одним из самых влиятельных в современном мире, и, как
говорит Гескьер, то, что он делает, это не «революция, а эволюция». Его
модели копируют, им подражают, они превращаются в своеобразную модную
парадигму… В 2005 году газета «Таймс» включила его в список ста самых
влиятельных людей в мире. А он, старательно не привлекая внимания к
своей частной жизни, продолжает работать. «В чём особая
привлекательность работы дизайнеры в наши дни — вы можете заниматься
двумя вещами одновременно, быть экспериментатором и продавать одежду».
Николя Гескьер ещё молод, и, надо
думать, несмотря на то, что он уже достиг очень многого, самое лучшее и
самое интересное — впереди.
|