Его девизом было «Молодость. Простота.
Индивидуальность», и можно сказать, что именно постоянное стремление
вперёд, умение окинуть своё окружение свежим взглядом и предложить
что-нибудь новое и необычное, умение предвидеть и предвосхитить,
готовность изменить всё, если ощущаешь в этом потребность, а также
незаурядный талант выделяли его среди коллег в эпоху, когда в мире моды
звучало множество громких имён. И его имя до сих пор на слуху.
Марсель Роша родился в 1902 году в
Париже. Его дом моды открылся в 1924 году на улице Фобюр Сент-Оноре —
Марселю было всего двадцать два года, но когда же и начинать, как не в
молодости, будучи полным сил? К тому же у него были знакомые, которые
вдохновляли начинающего кутюрье, и мнение этих людей значило для него
немало — ведь среди них был и Кристиан Берар, художник, работавший с
Русским балетом Дягилева, и Жан Кокто (кстати, и тот, и другой много
сотрудничали затем с главной соперницей Роша, Эльзой Скьяпарелли), и
знаменитый Поль Пуаре. Марсель Роша
Говорят, что известность пришла к Роша в
тот день, когда на одном приёме восемь дам обнаружили, что они одеты в
совершенно одинаковые чёрные шёлковые платья с широкими воротниками,
отделанными белым пике. Удачная модель, которую он предлагал, помимо
прочих, своим клиенткам, оказалась даже чересчур популярной, и в
результате светского скандала о Роша заговорил весь Париж. Вскоре — это
был 1931 год — его дом моды переехал на улицу Матиньон (позднее среди
многочисленных ароматов, которые он выпустит, будут духи и с этим
названием), и, можно считать, именно с того времени и начался его взлёт.
Зачастую введение силуэта с
расширенными плечами, ставшего своеобразным символом 1930-х годов,
приписывают Эльзе Скьяпарелли, которую тем не менее Роша неоднократно
будет обвинять в подражании его работам. Что ж, нередко одни и те же
идеи приходят к разным людям одновременно, и моды это, конечно, тоже
касается. Поэтому рассудить, кто же был прав, кто же был первым, чаще
всего невозможно, и можно остановиться на том, что Роша был среди тех,
кто популяризовал этот силуэт (который считал очень женственным и
активно использовал в течение долгих лет). В частности, упомянутая выше
модель называлась «платье Бали», и источником вдохновения для неё
послужил костюм танцовщиц с соответствующего острова.
Слово «слаксы» (широкие брюки), как
говорил Роша, тоже придумал он. Но и тут важно не столько это, сколько
то, что в эпоху, когда брюки всё ещё не прижились в женском гардеробе,
разве что речь шла об отдыхе, брючный костюм из серой фланели стал очень
смелым нововведением.
Приписывают ему и изобретение такой
ткани, как гипюр, — она отлично подходила для создания соблазнительных
вечерних нарядов. Однако Роша смело готов был сочетать гипюр и тонкие
кружева с тяжёлыми, плотными тканями, играя на контрасте; использовать
смелые сочетания цветов, необычные узоры на ткани — скажем, в виде книг.
Он был одним из первых модельеров, которые стали делать карманы в
юбках. А ещё — необычные пуговицы, перья, пышные рукава… Словом,
новатором можно называть его столь же смело, сколь смелыми были
предлагаемые им наряды.
Как уже упоминалось, в одиночку
изменить моду невозможно, и Роша был среди тех, чьи работы предвосхитили
огромную популярностью стиля «нью лук», автором которого считается
Кристиан Диор. Силуэт «песочные часы» с тонкой талией восхищал Роша,
поклонника женской красоты, и ещё в 1942 году (возможно, под
впечатлением от роскошной фигуры американской актрисы Мэй Уэст) он
придумал новый предмет гардероба — пояс-корсаж, который плотно облегал и
стягивал талию и бёдра. На родине, во Франции, использовали название
«guepiere», а в Англии и США его прозвали «waspie», от слова «wasp» —
«оса», намекая на тонкую, «осиную» талию. С годами его совершенствовали;
никаких косточек, плотных швов и так далее — как гласила реклама уже
начала 1950-х годов, этот своеобразный корсет был совершенно незаметен
под одеждой! И — да, к своим очаровательным костюмам и вечерним платьям
1950-х годов, с пышными юбками, Марсель Роша пришёл совершенно
независимо от Диора.
Чтобы защититься от подделок (а работы
известных дизайнеров рано или поздно начинали активно копироваться),
Роша стал применять метод, который используют и по сей день, именуя
«быстрой модой» — одна коллекция быстро сменяла другую, так что
подражателям не было особого смысла пытаться воспроизвести то, что скоро
станет вчерашним днём.
Однако его имя тем, кто интересуется
модой, знакомо в наше время не столько благодаря одежде, сколько
благодаря другой отрасли, которой Марсель Роша постепенно посвящал всё
больше и больше времени, и в конце концов сосредоточился полностью на
ней. Парфюмерия (кстати, он станет первым — снова первым — из
модельеров, кто покинет мир Высокой моды и решится заниматься только
прет-а-порте, аксессуарами и духами). В 1945 году он создал отдельную
компанию, которая занималась выпуском ароматов, а немногим раньше он
женился — красавице Элен, которая была много младше Марселя, было всего
восемнадцать лет, но ей предстояло стать не только его спутницей, но и
лицом его дома, его музой. А затем — и продолжательницей его дела.
Марселя Роша не стало рано — в 1955
году, когда ему было всего пятьдесят три года. Жизнерадостный,
энергичный парижанин мог сделать ещё многое, но не успел. И тогда на
смену месье Роша (духи под таким названием появятся в 1969 году) пришла
мадам Роша (а под таким — в 1960), совсем ещё молодая женщина, которой
не было и тридцати лет. Она и возглавила дом.
С тех пор вышло немало прекрасных
ароматов, предпринималась попытка возродить линию одежды, уже не под
именем «Марсель Роша», а просто «Роша»… Но самым известным произведением
этого дома моды, наверное, по-прежнему остаётся аромат «Фемм»,
созданный Эдмоном Рудницка, гениальным парфюмером, по просьбе Роша в
1944 году, и посвящённый, как считается, его жене. «Женщина».
Женщинам талантливый модельер отдал всю свою жизнь.
|