Его будут называть одним из самых
блистательных кутюрье, одной из самых ярких звёзд мира моды конца XX —
начала XXI века. И это справедливо — работы Кристиана Лакруа, «мастера
волшебной кисти» и «короля узоров», завораживают. Они прихотливы,
эффектны, полны ярких цветов, а главное, радости, и как признаётся сам
кутюрье, именно в этом его цель — творить радость…
Кристиан Мари Марк Лакруа родился в
1951 году на юге Франции, в Арле, в семье инженеров. На будущего
модельера повлияло множество впечатлений его детства и юности, но одними
из самых важных были те, что он впитал благодаря самым близким людям.
Всегда элегантные мать и бабушка; дед, который тоже одевался с большим
вкусом; совместные посещения театра, оперы и балетных спектаклей;
старинные французские журналы мод, которые хранились у деда на чердаке, и
костюмы из которых маленький Кристиан с удовольствием перерисовывал;
новые модные журналы — в одном из них он увидел первую на тот момент
коллекцию Ива Сен-Лорана, «Трапеция» 1958 года, и мальчика заворожили её
яркие краски… Словом, неудивительно, что, как любят рассказывать, когда
дед спросил внуков о том, кем они хотят стать, шестилетний Кристиан
уверенно заявил: «Кристианом Диором!» Что ж, он осуществил ту детскую
мечту, став вторым знаменитым Кристианом в мире французской — и не
только французской — моды. Кристиан Лакруа
Но в юности это намерение было забыто —
молодой человек собирался посвятить себя вещам более «серьёзным»,
искусству, особенно живописи. В 1969 году он окончил школу и уехал
изучать историю искусства в старинный университет Монпелье. Проучившись
там четыре года и получив степень бакалавра, он отправился учиться
дальше — в Париж, в Сорбонну и в школу Лувра, где изучал музейное дело,
решив стать музейным куратором или, быть может, даже художником по
костюмам в театре или кино, которые он обожал. Его дипломная работа была
посвящена костюму в живописи XVIII века.
Тогда, в начале 1970-х, Кристиан не
собирался оставаться в Париже — как признавался он позднее, ему там не
понравилось, он чувствовал себя довольно уныло и, скорее всего, вернулся
бы в Арль или Монпелье, если бы не одно событие. Франсуаза Розентьель
была очаровательна и заворожила Кристиана с первой же встречи — в этой
молодой женщине воплотился облик истинной парижанки в его представлении.
Они начали встречаться — Франсуаза была замужем, но вскоре развелась. В
1974 году они поженились; их союз окажется очень тесным, и жена станет
для Лакруа и возлюбленной, и близким другом. Именно Франсуаза убедила
его остаться в Париже и попробовать себя в мире моды.
Немного раньше Кристиан повстречал
другого будущего близкого друга и партнёра, Жан-Жака Пикара, который
помог ему в 1978 году получить место ассистента дизайнера в доме моды
«Эрмес», а в 1980-м — в доме «Ги Полен». Параллельно Лакруа выполнял
отдельные заказы по дизайну обуви как фрилансер и продолжал учиться в
школе Лувра. А окончив её, он возглавил дом моды «Жан Пату».
Это имя в начале 1980-х уже, к
сожалению, мало кто помнил, но всего за несколько лет Кристиан Лакруа
возродил его, заодно прославив и собственное имя. Работа талантливого
дизайнера привлекала всё больше внимания, и в 1987 году магнат Бернар
Арно, глава группы LVMH, предложил ему финансовую помощь, с тем чтобы
тот смог открыть собственный дом моды. Кто устоит перед таким
искушением? И Лакруа ушёл из «Пату», даже не выпустив в свет последнюю
свою коллекцию для этого дома и разорвав контракт в одностороннем
порядке, в результате чего на него подали в суд. Дом «Жан Пату» так и не
выпустил больше ни одной коллекции, зато возник новый дом моды
«Кристиан Лакруа».
Летом 1987 года модельер показал
Парижу свою первую коллекцию Высокой моды, которая называлась
«Прекрасная арлезианка». Эффект был поразительным — её не просто
одобрили, её приняли не то что с восторгом, а с бурным восторгом, с
громкими овациями и приветственными выкриками. Эффект был потрясающим,
но потрясающими были и наряды, которые продемонстрировал Лакруа. Мир
Высокой моды к тому времени не умер — в доме «Шанель» царствовал
Лагерфельд, свои прекрасные коллекции выпускал и дом «Кристиан Диор». Но
они предназначались для истинных, достаточно сдержанных леди. Жан-Поль
Готье, талантливый безумец, творил на подиумах, что хотел, и сводил
публику с ума своей смелостью и тем, что, казалось, постоянно что-то
опровергал и что-то доказывал. А Лакруа…
Он, как художник на палитре, смешивал
яркие краски и всевозможные узоры, роскошные ткани, кружева, мех и
аксессуары, и умело соединял то, что прежде казалось несочетаемым.
Лакруа, хорошо изучивший историю костюма, прекрасно разбиравшийся в
живописи, мог соединять воедино, как говорил он позднее, все свои
«эмоции, вкусы и воспоминания».
Его родной красочный Прованс,
соседка-Испания, театр и кино, Париж (недаром о Лакруа будут говорить
как о самом парижском из всех парижских кутюрье), любимый с детства
Оскар Уайльд, оперы Пуччини и Верди и песни «Битлз», Средние века и XIX
век, и многое другое соединялись, порождая наряды, которые напоминали
букеты из фантастических цветов. Сочетание розового и оранжевого,
зелёного и розового, жёлтого и пурпурного — только Лакруа мог создавать
комбинации, которые не резали глаз, а радовали его…
В своём творчестве Лакруа пройдёт
несколько этапов, и если первые десять лет будут посвящены обыгрыванию
силуэтов и деталей костюмов предыдущих эпох, то впоследствии он отошёл
от этого; но тем не менее его новые силуэты, благодаря всё той же
смелости и всё тому же таланту в сочетании цветов и фактур, оказались
столько же узнаваемы, обворожительны и нарядны.
И сколь бы яркими и необычными они ни
были, Лакруа никогда не переступал черту, превращающую их в китч.
Высокая мода для него и была, и остаётся искусством, которое, помимо
прочего, призвано развлекать публику. Очередная коллекция — это очередь
из масок, карнавал, на котором ликуют и веселятся. Это — игра!
«Современное искусство и дизайн — это пародия, шутка, они полны аллюзий
на прошлое», — говорил он.
Уже за свою вторую коллекцию «от
кутюр» Лакруа получил свой второй «Золотой напёрсток» (первый он получил
ещё за несколько лет до того, работая в доме «Жан Пату»). В 1988 году
он запустил линию прет-а-порте; в 1989-м он начинает выпускать
аксессуары, от сумок, обуви и очков до украшений; в 1990 году вышел
аромат «Се ля ви» («Такова жизнь» — едва ли не самая известная фраза на
французском), в 1991-м — открылся новый магазин на авеню Монтень;
магазины «Кристиан Лакруа» появились также в Тулузе, родном городе
кутюрье — Арле, в Лондоне и Женеве, а затем и в Токио, и в других
странах; в 1994 году он запустил линию молодёжной одежды; с 1995 года
начинало выходить постельное бельё — столь же яркое и необычное, как
одежда от Лакруа; с 1996 года — джинсы, с 2001-го — одежда для детей, а
затем мужское и женское бельё, новые ароматы… В 2005 году сотрудники
«Эйр Франс» получили от Лакруа новую форму — изящ-ную, элегантную,
привлекающую внимание. Лакруа разработал интерьер новых скоростных
вагонов на железной дороге, занимался он и дизайном интерьера модных
магазинов, и многим другим… И на всём этом будет лежать чёткий отпечаток
личности модельера. Да, Лакруа хорошо понимал, что Высокая мода
убыточна, что она не может существовать сама по себе, и для того, чтобы
продолжать создавать коллекции «от кутюр», нужно рекламировать имя и
выпускать массу других сопутствующих товаров. Но никогда он не позволял
себе делать что-то просто ради денег, и любая вещица, на которой стояло
его имя, могла носить его с честью.
Параллельно со всем этим Лакруа
работает над костюмами для самых разных театров, и во Франции, и в
Австрии, и в Италии, и в других странах, и для самых разных оперных и
балетных спектаклей — среди них будут «Кармен» и «Отелло», «Дон Жуан» и
«Федра», «Шахерезада» и «Береника», «Вальс драже» и «Голубой Дунай» — и
здесь его знание истории костюма и тяга к театральности смогут
проявиться наилучшим образом.
В 2002 году его пригласили в качестве
креативного директора в дом Эмилио Пуччи, и это сотрудничество
продолжалось несколько лет. В том же 2002 году он получил орден
Почётного легиона. В 2007 году, в честь двадцатилетнего юбилея дома
Лакруа прошла выставка его работ — что ж, за эти годы он стал одним из
самых популярных и любимых публикой дизайнеров. Словом, он творил и был
востребован, но…
В 2009 году дом моды «Кристиан Лакруа»
лишился своего главного сокровища — Кристиана Лакруа. Вернее, дом
перепродали американским инвесторам, которые вынудили Лакруа и его
команду уйти, но оставили себе его имя. Для мира Высокой моды это была
настоящая катастрофа.
Но талант у человека отнять нельзя. И,
пытаясь не унывать, Лакруа решил воспринимать случившееся как повод
начать новую страницу в красочной книге своей жизни. Главное — работать
дальше, не останавливаться. Так что сейчас он продолжает сотрудничество с
театрами, принимает участие и в других проектах, а потом… Кто знает,
что будет потом? Главное, он останется в моде в том или ином качестве.
|