Когда он работает, в мастерской звучит
классическая музыка. В ней черпает он своё вдохновение — быть может,
потому, что мать его всегда напевала что-нибудь, пока шила. И наряды,
которые он создаёт, тоже порой похожи на музыкальные мелодии. Вот уже
отпущены клавиша и струна, а звук ещё трепещет, и трепещет подол
летящего платья женщины, которая уже прошла мимо…
Эммануэль Унгаро родился в 1933 году
на юге Франции, в городе Экс-ан-Прованс, однако родители его не были
французами. Выходцы из Бриндизи, они бежали из Италии во Францию, когда в
их родной стране начал набирать силу фашистский режим. В семье было
шестеро детей (пять сыновей и одна дочь, Эммануэль был вторым по
старшинству), и это была настоящая, классическая, шумная итальянская
семья. И дружная. Как будет вспоминать Эммануэль позднее, несмотря на
то, что денег в семье было мало, родители заботились не только о том,
чтобы прокормить своих чад, а и о том, чтобы привить им чувство
прекрасного, и кое-какие отцовские уроки он пронесёт через всю жизнь.
Несмотря на то, что они уехали из Италии, родители не забывали сами и не
давали забыть детям, откуда все они родом, так что дома звучала
итальянская речь, а итальянская музыка сопровождала их постоянно — от
народных песен до оперных арий. Но ведь жили они во Франции, в
прекрасном Провансе, похожем на букет цветов и душистых трав, так что,
когда придёт время и в творчестве Эммануэля-дизайнера воплотятся
воспоминания Эммануэля-мальчишки, там найдётся место для обеих
прекрасных стран, и Италии, и Франции. «Я думаю на французском, но
смеюсь на итальянском», — будет говорить он.
Эммануэль Унгаро
Ещё будучи совсем маленьким, Эммануэль
мог часами сидеть, наблюдая за тем, как работает одна из самых важных и
дорогих для семьи вещей, швейная машинка «Зингер» — отец был портным и
содержал небольшое ателье. Впрочем, мальчик тоже научился с ней
обращаться, конечно, с помощью отца, который только поощрял подобное
увлечение, и вскоре начал помогать, по мере своих маленьких сил участвуя
в семейном деле. Так определился путь будущего известного модельера.
В двадцать два года он уехал в Париж —
да, у него был огромный интерес к шитью, он успел отучиться в школе
портных, но Эммануэль понял, что оставаться в Экс-ан-Провансе и просто
заниматься пошивом одежды для местных модников ему не хочется. Этого
было слишком мало… И в течение двух лет в Париже он добивался своей
мечты — работы у знаменитого Кристобаля Баленсиаги. То был один из
величайших мастеров своего времени, и ассистируя ему, начинающий
модельер познавал саму суть Высокой моды. Быть кутюрье означает не
только и не столько шить одежду, это означает быть настоящим творцом, и
именно этому учился Унгаро у Баленсиаги в течение нескольких лет.
А в 1961 году он решил, что пора
двигаться дальше, и перешёл в дом моды Андре Куррежа. Модели,
разработанные им, оказались весьма популярны, и в конце концов Эммануэль
решил, что набрался уже достаточно опыта и может попробовать открыть
собственное дело. Он снял небольшое помещение — всего сорок квадратных
метров, нанял нескольких портних, и даже для этого ему потребовалась
помощь его подруги, художницы-графика Сони Кнапп (которой пришлось
продать машину, чтобы помочь начинающему дизайнеру, а впоследствии она
будет много лет создавать для него, уже знаменитого, прекрасные рисунки
для тканей). На обслуживающий персонал денег уже не хватало, поэтому
Унгаро в своём ателье играл и роль управляющего, и принимал клиентов, и,
конечно же, занимался дизайном одежды…
Собственное дело Эммануэля Унгаро
«родилось» в 1965 году, однако расти начало, что называется, не по дням,
а по часам. И уже два года спустя он смог переехать в место, куда более
подобающее востребованному модельеру — на знаменитую авеню Монтень, где
его дом моды находится и сегодня.
Чем же подкупили работы Унгаро
капризных парижанок, жительниц столицы моды? Ещё создавая свою первую
коллекцию, он отказался от вполне ожидаемого хода и не представил
вечерние платья: «Они не в моём стиле. Я человек этой эпохи, и буду
делать одежду для женщин этой эпохи». «Мои вещи заставляют женщину
чувствовать себя свободной. Она их может носить, не задумываясь ни о
каких ограничениях» — и действительно, его наряды были женственны, но
одновременно удобны.
Его карьера будет долгой, перепробует
он, как будет казаться, самые разные вещи, и тем не менее его стиль
будет узнаваем — яркие краски, смешение в одном наряде разных оттенков и
разных узоров, плавные линии силуэта… В отличие от многих дизайнеров,
Унгаро, работая над новой моделью, первым делом брался не за бумагу и
карандаш, а за ткань — накалывая, драпируя, убирая и добавляя прямо на
манекене или манекенщице, он мог понять, как это будет выглядеть в
результате, как это будет выглядеть в движении. А работа у Баленсиаги
научила его секретам кроя, привила понимание важности мельчайших
деталей, научила не просто шить, а творить.
А ещё Эммануэль Унгаро не стеснялся
идти не в ногу с остальными модельерами, если чувствовал, что к
очередному новому направлению не лежит душа. Он предлагал нечто своё — и
это принимали, и принимали с радостью.
Так что неудивительно, что модели
Эммануэля Унгаро с самого начала имели успех, который с годами только
укреплялся. Среди самых его известных клиенток будут Катрин Денёв и Анук
Эме, затем Изабель Аджани, а кроме кинозвёзд — множество других
знаменитых женщин, включая модницу Жаклин Кеннеди-Онассис.
В 1968 году он запустил линию
прет-а-порте — Высокая мода Высокой модой, Унгаро всегда почитал её, как
искусство, но понимал, что будущее не за ней, к тому же ему хотелось,
чтобы его работы были доступны не только тем немногочисленным клиентам,
которые могут позволить себе покупать платья «от кутюр». В 1973 году он
выпустил первую коллекцию мужской одежды. В начале 1980-х вышел его
первый аромат, «Дива» — отличное название, если учесть, что среди его
клиенток было немало див (а многим другим женщинам хотелось ими стать — и
первым шагом могли быть наряды от Унгаро… или хотя бы духи).
Шли годы, слава Унгаро росла. Личная
жизнь известного модельера всегда была бурной, и женился он только в
1988 году, когда ему было уже пятьдесят пять, на итальянке Лауре
Бернабей. Дочку назвали Козимой — в честь Козимо Унгаро, отца Эммануэля,
первого учителя, который дал сыну не меньше, чем наставники в парижских
домах моды. И свой дом у них не в пригороде Парижа, как можно было бы
ожидать, а в Экс-ан-Провансе, месте, где дизайнер провёл своё детство и
юность…
Он долго оставался хозяином
собственного дела, и только в 2005 году продал свой дом моды. Главные
дизайнеры стали там сменяться один за другим, и никто из них не был в
состоянии подняться до тех вершин, до которых поднялся Унгаро.
"Я создаю не платья, а эмоции», —
говорил он. А ведь это, пожалуй, ещё труднее, чем просто сшить наряд,
пусть даже самый красивый… |