Если учесть, что этот прославленный
итальянский модельер принадлежал к аристократической семье, то можно
было бы предположить, что славу он снискал благодаря изысканным и
строгим нарядам, но… нет! Помимо наследственного титула «маркиза» у него
был ещё один, личный, «князь принтов» — ткани с яркими необычными
узорами и поныне ассоциируются с именем Эмилио Пуччи. Впрочем, его
достижения в области моды не менее разнообразны, чем события личной
жизни. Эмилио Пуччи
Эмилио Пуччи, будущий маркиз де
Барсенто, родился в 1914 году в Неаполе. Палаццо Пуччи во Флоренции, не
такой уж и старинный по итальянским меркам, построенный в первой
половине XVI века, служил домом для множества поколений семьи, но,
наверное, никак не ожидал, что когда-нибудь превратится в дом кутюрье.
Разумеется, Эмилио должен был получить
хорошее образование. С 1933 по 1935 год он учился в Миланском
университете, затем отправился в США, в университет штата Джорджия в
городе Афины, где изучал сельское хозяйство. В 1935 году он начал
учиться в Рид Колледже (штат Орегон), где и два года спустя получил
степень магистра по социологии, а затем вернулся в родную Флоренцию, где
получил докторскую степень по политологии.
Молодой человек, помимо прочего, был
неплохим лыжником, и в 1932 году, когда итальянская сборная отправилась
на зимние Олимпийские игры в Лейк-Плэсид, Эмилио Пуччи, которому тогда
не было и восемнадцати, вошёл в её состав. Правда, участия в
соревнованиях он не принимал. Однако занятия спортом породили интерес к
спортивной одежде — ему хотелось, чтобы она была удобной, не сковывающей
движений, и при этом красивой. И первые свои модели будущий дизайнер
разработал ещё во время учёбы в Рид Колледже, для местной команды. Но
пройдёт ещё немало времени, прежде чем это увлечение перерастёт во
что-то серьёзное.
Итак, в конце 1930-х Эмилио вернулся в
Италию. Из песни слов не выкинешь, политические пристрастия у него были
очень определёнными — он поддерживал фашистский режим, и в 1938 году
вступил в ряды военно-воздушных сил. Во время Второй мировой войны Пуччи
служил пилотом торпедоносца, проявил себя достаточно хорошо, был
награждён за мужество и, возможно, продолжал бы воевать дальше, но из-за
проблем со здоровьем вернулся домой в чине капитана и продолжил служить
в тылу. Заметим, правда, что впоследствии политические воззрения Пуччи
изменились, и в 1960-е в итальянском парламенте он защищал интересы
либеральной партии.
А пока, после войны нужно было строить
жизнь заново. И вот тут всё в его жизни изменила мода, теперь уже раз и
навсегда. В 1947 году, на одном из горнолыжных курортов Швейцарии, его,
из-за отличного костюма (заметим, собственного дизайна), плотно
облегающего, но не сковывающего движений, поскольку сделан он был из
тянущейся, «стрейчевой» ткани, заметила и сфотографировала Тони
Фрисселл, известный фотограф, которая тогда, помимо прочего, работала
для журнала «Харперс Базаар». Когда эти снимки увидел редактор журнала,
то Пуччи получил предложение разработать коллекцию лыжных костюмов для
женщин. И в 1948 году зимний номер популярнейшего журнала вышел с
фотографиями этой коллекции, которая немедленно заинтересовала несколько
американских компаний по производству одежды.
В 1949 году Эмилио Пуччи открыл ателье
на фешенебельном курорте Канцоне дель Маре на острове Капри. Через
несколько лет он разработал модель женских облегающих коротких брюк,
которые с тех пор с удовольствием носят сотни тысяч женщин, даже не
задумываясь о том, кто первым их придумал. А это был именно Пуччи, и
удачная модель получила название в честь места, где был расположен его
бутик. «Капри». Кстати, чтобы не привлекать ненужное внимание к своей
аристократической семье, модельер не стал использовать свою фамилию, а
ограничился только именем, «Эмилио».
«Капри», как и многое другое,
придуманное им, предназначались отдыхающим, и благодаря Пуччи «курортные
коллекции», удобная, но вместе с тем элегантная одежда для активного
отдыха, стали набирать всё большую популярность. Женщинам предлагались
брюки и рубашки (маскулинный, но притягательный стиль с тех пор прочно
вошёл в женский гардероб), капри, свитера крупной вязки, купальные
костюмы и так далее. Кроме того, дизайнер предлагал одежду и
непосредственно для занятий спортом, и не только зимним, как поначалу, а
и для тенниса и гольфа, в которые сам, кстати, играл очень неплохо.
С 1951 года он дважды в год начал
представлять свои коллекции на неделях моды во Флоренции, затем открыл и
бутик в Риме. Его интересовало отнюдь не только спортивное направление.
Он много работал с тканями, в частности, начал использовать в своих
моделях шёлковый джерси, а также синтетику, чьё производство набирало
обороты. В числе его изобретений — особый эластичный шёлк, который будет
использоваться для облегающей одежды, и тончайший шёлковый трикотаж. В
1959 году Эмилио Пуччи женился на представительнице римской
аристократической семьи, баронессе Кристине Наннини. Именно для своей
невесты он и создал платье из необыкновенной ткани — наряд весил всего
150 грамм. Впоследствии этот шёлковый трикотаж вошёл в массовое
производство, принеся своему изобретателю огромные доходы.
И всё-таки главная ассоциация с именем
этого итальянского дизайнера — яркие ткани с «психоделическими» принтами
(современной версией классических флорентийских узоров в сочетании с
геометрическими), которые он разрабатывал с начала 1950-х. Он не был
первым, кто начал тогда вводить в моду яркую расцветку, но именно
благодаря Эмилио Пуччи пронзительные сочетания красок и форм стали
безумно популярными. Малиновый и жёлтый, ярко-синий на жёлто-зелёном,
бирюзовый на ярко-зелёном, красный на белом и чёрном — узоров было
множество, и привыкшую к сдержанности Европу они просто заворожили. Пик
их популярности пришёлся на 1960-е годы. Лёгкие мини-платьица, длинные,
скроенные по косой вечерние наряды, шёлковые платки… Пуччи называли
«князем принтов», и принты эти легко узнаваемы по сей день, а многими
всё так же любимы.
К тому же зачастую его ткани были
немнущимися, так что модница могла отправиться путешествовать, набив
полный чемодан лёгкими нарядами, не рискуя, что он получится слишком
тяжёлым, а платья помнутся. Они отлично подчёркивали фигуру, и в то же
время были очень удобны.
Стоит ли удивляться, что с начала
1950-х популярность дизайнера росла с каждым годом? Он получал награды в
области моды, среди его клиенток было множество известнейших женщин, от
Софи Лорен до княгини Монако. В 1962 году он показал свою первую
коллекцию «от кутюр», посвятив её Жаклин Кеннеди. А когда не стало
Мэрилин Монро, похоронили её в любимом зелёном платье — от Пуччи…
Бельё, парфюмерия, аксессуары,
постельное бельё — под именем Пуччи начало выходить многое, но то же
можно сказать и о других домах моды. А между тем в его биографии были
клиенты особенные. Так, начиная с 1965 года и следующие двенадцать лет
Эмилио Пуччи разрабатывал костюмы для пилотов, стюардесс и наземной
команды американской авиалинии «Бранифф Интернешнл Эйрвейс». Что ж,
компания хотела обновить свой стиль, и стюардесс в лёгких костюмах с
фирменными принтами Пуччи, в прозрачных пластиковых шлемах, которые они
надевали, когда передвигались между самолётом и зданием аэропорта (чтобы
сильный ветер не нарушил укладку) никто не мог забыть — казалось,
девушки явились из какого-то яркого, необычного будущего.
А затем одна из работ Пуччи
отправилась… на Луну — он разработал эмблему для «Аполлона-15», корабля,
в котором люди высадились на поверхность Луны в четвёртый раз. Команде
корабля предложили выбрать из более чем пятисот вариантов, разработанных
разными дизайнерами, и они выбрали Пуччи — «он хорошо чувствовал, что
такое полёт». Там были изображены три летящие стилизованные птицы,
символизировавшие членов экипажа, которые и отправлялись в космос.
Правда, предложенные Пуччи синий, зелёный и пурпурный цвета члены
команды заменили на синий, белый и красный — цвета американского флага.
В 1970-е и 1980-е популярность Пуччи
стала падать — он не собирался отказываться от своего стиля, а в
тогдашнюю моду его работы вписываться перестали. Однако в конце 1980-х
началось постепенное возрождение дома (благодаря интересу к стрейчевым
тканям). Увы, в 1992 году Эмилио Пуччи не стало — из-за падения с лошади
у него начались проблемы с ногами, и больше он так и не поднялся. Во
главе его модного дома встала дочь Лаудомия, которая затем передала
управление другому дизайнеру, и после этого дом переживал ещё подъёмы и
спуски с модного олимпа.
Но Эмилио Пуччи, подаривший миру свои чудесные узоры, на самом деле всё ещё с нами — пока мы ими любуемся. |