Не он начал семейное дело — это сделал
его дед. Но именно его энергия и его талант продолжили дело превращения
семейной мастерской во всемирно знаменитый дом моды, а семейное имя
сделали символом сочетания изысканного вкуса и высочайшего качества.
Родоначальник знаменитой семьи,
немецкий протестант, перебрался во Францию в 1828 году. Тьерри Эрмесу
было тогда двадцать семь лет. В 1838 году он открыл в Париже мастерскую,
где делали отличную упряжь. Шарль-Эмиль, его сын, родился в 1835 году
и, когда вырос, присоединился к отцу. Дела шли очень хорошо — планку
Тьерри задавал очень высокую, и на Всемирной выставке в 1855 году
продукция его мастерской даже получила первый приз в своей категории, а
на выставке в 1867-м — медаль. Тьерри Эрмес передал сыну бразды
правления около 1870 года и скончался восемь лет спустя. В 1880 году
Шарль-Эмиль переехал на улицу Фобюр Сент-Оноре, где главный офис
компании «Эрмес» находится и по сей день.
У него было двое сыновей, Адольф и
Эмиль-Морис. Младший рано начал интересоваться семейным делом, и ещё
мальчишкой стал работать в качестве подмастерья. Тогда же, в юности, он
познакомится с другим молодым человеком, которому тоже будет суждено
прославиться, — с Луи Рено, будущим основателем компании «Рено».
Изобретения, новые технологии, и вообще всё новое очень интересовало
Эмиля. Он занял в семейной фирме место ответственного за экспорт
продукции, много разъезжал, в том числе и по Латинской Америке, и
Восточной Европе. Недаром его прозвали «Ртутью» — за неуёмную энергию и
постоянное желание двигаться вперёд — во всех смыслах. Из одной из таких
поездок он привёз идею специальной сумки, в которой любители верховой
езды могли бы с удобством перевозить сёдла, — это была первая, в длинной
череде, сумка «Эрмес». В 1900 году Эмиль женился; его женой стала Жюли
Олянд, дочь торговца экзотическими сортами дерева; одна за одной у них
родились четыре дочери. Эмиль Эрмес
К тому времени, как Шарль-Эмиль отошёл
от дел, продукцию марки хорошо знали и в Европе, и далеко за её
пределами. С 1902 года фирма стала называться «Братья Эрмес». Там
по-прежнему занимались конской упряжью, делали великолепные сёдла (так,
при их изготовлении использовался специальный «седельный стежок»,
который, помимо прочего, выполнял функцию декоративной отделки, —
впоследствии его станут использовать при изготовлении всех остальных
аксессуаров, выпуском которых займутся в компании).
Во время Первой мировой Эмиль
отправился на фронт, а по возвращении принял на себя руководство
компанией. С его решительностью и стремлением к инновациям она стала
развиваться ещё быстрее, а его безупречный вкус позволял
высококачественным изделиям резко выделяться на общем фоне.
Так, в «Эрмес» первыми стали
использовать застёжки-молнии, а вскоре начали выпускать одежду из кожи
(всё началось с кожаной куртки для тогдашнего принца Уэльского), затем
прибавились разнообразные аксессуары, в частности, дамские сумки — по
легенде, жена Эмиля, Жюли, всё не могла найти подходящую, и тогда муж
создал целую коллекцию сумок.
Будучи заядлым путешественником и
понимая, что теперь люди ведут более активную, нежели раньше, жизнь, а
основным средством передвижения уже служат не лошади, как раньше, а
автомобили, поезда, самолёты, и люди нуждаются в лёгком, удобном багаже,
Эмиль наладил выпуск множества новых видов аксессуаров. Шли годы, и его
фантазия превращала ранее однообразный багаж в наборы сумок, чемоданов,
кофров и несессеров с самыми разными функциями, для перевоза обуви,
туалетных принадлежностей, книг, одежды, словом, всего, что может
понадобиться путешественнику в длительной или, наоборот, короткой
поездке. Увлечение яхтами тоже породило множество аксессуаров, от
подносов, бокалы на которых не опрокидывались от качки, до курительных
трубок, которые не гасли от брызг и ветра. Что касается автомобилей, то
Эмиль полагал, что в идеале — это «яхта, которая движется по дороге со
скоростью восемьдесят миль в час», и путешественнику должно быть там не
менее удобно, чем на яхте настоящей. Термосы, часы, дорожные пледы с
кармашками на молниях, багаж со встроенным электрическим освещением…
Десятки, сотни разнообразных
аксессуаров из кожи, тканей, металла были призваны облегчать людям
жизнь, и были при этом сделаны с вниманием к мельчайшим деталям. Многим
из них суждено было стать классикой жанра. А если учесть, что материалы
выбирались всегда только самые лучшие, а дизайн был им под стать, то
неудивительно, что продукция «Эрмес» стала воплощением функциональной
роскоши.
В 1923 году Эмиля Эрмеса наградили
орденом Почётного легиона. Вскоре открылся первый магазин в США (он,
правда, закроется во время Великой депрессии) и несколько — на
французских курортах. Помимо дорожных аксессуаров, начался выпуск
женской одежды, а в 1937 году появились платки «Эрмес», которые станут
не просто аксессуаром, а и предметом коллекционирования благодаря
фантастически прекрасным и разнообразным принтам. Ничего не пропадало
зря — когда однажды Эмиль заметил, сколько остаётся обрезков кожи, ему
пришла в голову идея использовать их для обложек записных книжек…
Сыновей у Эмиля не было, но его дочери
вышли замуж, и он привлекал к семейному делу их супругов. Так, одному
из них, Роберу Дюма, мы обязаны возникновением сумочки, которая войдёт в
историю моды под названием «Келли» (в честь княгини Монако, Грейс
Келли, хотя появилась сумочка ещё в конце 1930-х), пресловутыми платками
и стильными браслетами из металла и кожи.
Во время Второй мировой войны Эмиль
вместе с семьёй уехал в Канны, но и там продолжал работать. Из-за
жёстких ограничений, которые накладывались на множество материалов,
фантазия главы компании и его помощников привела к тому, что для
изготовления аксессуаров начали активно использовать и волокно рафии, и
парусину, и шерсть — причём с тем же изяществом, с каким ранее
использовали дорогие сорта кожи. Ныне знаменитый «фирменный» оранжевый
цвет тоже возник именно тогда, и тоже из-за ограничений, на
использование красителей. А один из рисунков его обширной коллекции
(которую он вдохновенно собирал всю жизнь и которая неоднократно
демонстрировалась в различных музеях до войны) вдохновил Эмиля на
разработку эмблемы компании. Так возникло знаменитое теперь изображение
изящного открытого запряжённого экипажа, память о том, с чего всё
начиналось. Вскоре после войны начался выпуск парфюмерии и такого тоже
знаменитого теперь аксессуара, как галстук от «Эрмес».
В 1950 году Эмиль и Жюли отпраздновали
полвека семейной жизни, золотой юбилей. Они смогли создать отличную
семью, с детьми и внуками (на тот момент их было семнадцать), и Эмиль
провёл эти годы, одновременно отдавая себя работе, создавая целую
империю, и в то же время не забывая о близких. Завидная участь!
Его не стало в 1951 году, но образ
обаятельного, сильного человека с неуёмной фантазией, предъявлявшего
высокие требования к другим, но прежде всего к себе, незабываем. Он —
воплощение стиля «Эрмес».
|