Этот дизайнер вошёл в историю моды в
военном звании капитана — «капитаном Эдвардом Молине» его называли и
долгие годы после того, как он вышел в отставку и окунулся в мир, как
нельзя более далёкий от ужасов войны, мир, в котором создавались и
носились изысканные наряды. И бывший военный проявил себя в этом мире не
хуже, чем на полях сражений, став одним из самых известных и
влиятельных дизайнеров 1920-1930-х годов.
Эдвард Молине родился в Лондоне, в
семье выходцев из Ирландии. Так что, когда пришло время отправлять
мальчика в школу, была выбрана католическая — Бомонт Колледж в Беркшире.
Отца, Джастина Молине, не стало, когда Эдварду было всего шестнадцать, и
молодому человеку пришлось оставить школу и самому зарабатывать себе на
жизнь. Правда, он хорошо представлял, кем хочет стать — художником, в
частности, иллюстратором. Когда ему было девятнадцать, события приняли
немного неожиданный оборот — он принял участие в конкурсе, объявленном
одной из газет, на создание эскиза вечернего платья. Конкурс проходил
под патронажем Люсиль, леди Дафф-Гордон, известнейшего кутюрье той
эпохи. Ей так понравилась работа Эдварда, что она пригласила его
работать в своё ателье. Там он и проработал несколько лет, но тут
началась Первая мировая война… Эдвард Молине
Эдвард Молине, как и десятки тысяч
других молодых британцев, ушёл на фронт. Он вступил в пехотный полк
герцога Веллингтона, где быстро дослужился до звания капитана. Во время
сражений во Франции он был ранен три раза и был награждён за храбрость
Военным крестом. В результате одного из этих ранений — осколок шрапнели
повредил оптический нерв — капитан Молине лишился зрения на один глаз и
был вынужден вернуться домой.
Послевоенную жизнь нужно было строить
заново, и Эдвард решил заняться тем же, чем занимался несколько лет до
войны, то есть дизайном одежды, однако уже не у Люсиль, а
самостоятельно. В 1919 году он открыл свой дом моды, но не в Лондоне, а в
Париже. Денег у него было немного, но зато был прекрасный вкус и
огромное желание работать…
Успех пришёл очень быстро. Мода,
«высокая мода» для капитана Молине была не просто созданием одежды, а
разновидностью искусства, и относился он к ней так же серьёзно, как,
скажем, к живописи (которой тоже будет посвящать немало времени, а также
соберёт прекрасную коллекцию работ французских импрессионистов и
постимпрессионистов).
Его работы с самого начала отличались
«необыкновенной простотой и идеальным вкусом», а сам он говорил: «Я не
переношу крикливости и эксцентричности». Он создавал наряды не для юных
девочек, но и не для пожилых дам — его типичной клиенткой была высокая,
изящная светская львица, которая предпочитала сдержанно-роскошные вещи.
Одним из символов моды 1930-х, её
«гламура», станет облегающее вечернее платье из белого атласа, с
открытой спиной, с накинутым на плечи серебристых мехом — таких платьев
будет немало, но одни из самых блестящих образцов этого направления
принадлежат именно Молине. Длинные бархатные вечерние пальто, ансамбли
из дневных платьев и пальто, роскошные пеньюары и пижамы, элегантные
юбки в складку, костюмы для поездок в автомобиле и времяпровождения за
городом — в течение долгих лет капитан Молине создавал всё, что может
понадобиться женщине тех кругов, в которых вращался сам. Верхушка
богемы, писатели и их окружение, известные актрисы, аристократы и так
далее.
В частности, Молине близко общался с
Ноэлем Кауардом, драматургом и актёром, звездой той эпохи. Он и сам
прекрасно вписывался в то общество — высокий, сероглазый, необыкновенно
привлекательный, истинный английский (ирландский) джентльмен с военной
выправкой, и в то же время прекрасно разбирающийся в моде. В 1921 году
он женился на Мюриэл Дансмьюир, дочери известного канадского
промышленника и политика. Для многих эта женитьба стала полной
неожиданностью — за Эдуардом Молине закрепилась репутация человека,
который предпочитает мужчин. Судя по всему, так оно и было. Но юная
Мюриэл, «Мьюли», как её называли, была необыкновенно хороша собой, а в
платьях работы своего супруга она была блестящей рекламой его модного
дома. А он, в свою очередь, давал ей пропуск в этот «блистающий мир»
(впрочем, брак распался в 1924 году).
Эдуард Молине был, как писали о нём,
«дизайнером, к которому в 1920-1930-х годах обращалась женщина, следящая
за модой, если хотела быть одетой «именно так, как надо», однако без
предсказуемости». Его популярность росла с каждым годом и постепенно
получала международное признание. По подсказке Эльзы Максвелл, женщины,
которая отличалась редким чутьём в том, что позднее станут называть
«пиаром», он открыл два ночных клуба в Париже, которые послужили
прекрасной рекламой его работам. Сотрудничал он и с театром — блестящая
Гертруда Лоуренс выступала в его костюмах и на лондонских сценах, и на
нью-йоркских. В 1925 году он открыл свой магазин в Монте-Карло, в 1927-м
— в Каннах и, наконец, в 1932-м — в Лондоне.
В 1934 году у Молине стал работать
начинающий модельер Пьер Бальма, которому суждено было в своё время
стать ещё более знаменитым. Впоследствии он говорил об этом ателье как о
«храме приглушённой элегантности», а о самом капитане Молине как об
«элегантном, холодно-отстранённом англичанине, который властвовал над
модой 30-х годов».
Во время Второй мировой войны Молине
переехал в Лондон и помимо прочего занимался разработкой моделей военной
формы. В 1946 году Молине вернулся обратно в Париж и помимо одежды стал
заниматься аксессуарами, мехами и парфюмерией. Что касается нового
стиля, который набирал обороты, то ещё в конце тридцатых Молине работал
над моделями с подчёркнуто тонкой талией и был, по сути, одним из его
вдохновителей.
Эдвард Харди Амис, который одевал
королеву Елизавету II с 1950-х и вплоть до своего выхода на пенсию в
1989 году, человек, создавший такой узнаваемый стиль Её Величества,
признавался, что в своё время на него очень повлияли работы Эдварда
Молине: «Молине был моим божеством!» Молине повлиял также и на Пьера
Бальма, и на Кристиана Диора, которые властвовали над модой 1950-х не
менее уверенно, чем сам Молине — над модой 1930-х.
У него одевалось всё британское и не
только британское высшее общество, множество известных актрис, его имя
стало символом безу-словной элегантности, он мог продолжать работать и
дальше… Но здоровье ухудшилось, и возник риск потерять зрение и на
втором глазу. Так что в 1950 году Эдвард Молине ушёл на покой, передав
управление домой французу Жаку Гриффе, который за несколько лет до того
работал его ассистентом, а потом ушёл, чтобы основать свой собственный
дом моды.
Следующие пятнадцать лет Эдуард Молине
посвятил живописи, у него прошло несколько выставок. В 1965 году он
вновь вернулся в моду, о чём торжественно сообщалось в прессе, и открыл
«Студию Молине», занявшись на сей раз не Высокой модой, а прет-а-порте.
Однако былого успеха не обрёл, да и здоровье было уже довольно слабым.
Четыре года спустя он вновь ушёл на покой, теперь уже окончательно, хотя
сама студия, под руководством его родственника и его собственным
надзором, просуществовала вплоть до 1977 года.
Капитан Эдуард Молине умер в 1974 году в
Монте-Карло. Его жизнь была долгой и насыщенной, а влияние на моду
огромным. Увы, сегодня его имя знают разве что историки моды. Зато те,
кто знает, отдают должное человеку, который умел быть элегантным и умел
делать элегантными других. |