У неё не было собственного дома моды,
она не создавала коллекций Высокой моды и прет-а-порте, и тем не менее
на протяжении нескольких десятилетий она была одним из самых влиятельных
американских дизайнеров, а её работы были известны по всему миру. Каким
образом? Она была художником по костюмам в Голливуде, одним из самых
известных за всю его историю. И ни одна женщина за историю кино не
получала столько «Оскаров», сколько она, — восемь!
Несмотря на то, что этой знаменитой
женщине, Эдит Хед, посвящено немало книг, о её детстве и юности нам
известно очень мало. Сама она утверждала, что родилась в 1907 или 1908
году, а опровергнуть это или подтвердить никто не мог — так получилось,
что записи сгорели при пожаре. Однако, если учесть, что к 1923 году Эдит
успела уже не только поучиться, но и выйти замуж, и поработать
несколько лет преподавателем, то гораздо более вероятные даты — 1898 или
1897 год. Также не совсем ясна и ситуация с родителями — Эдит Клер
Позенер родилась в семье у Макса Позенера и Анны Леви, он был выходцем
из Пруссии, она — дочерью австрийца и баварки. Некоторые из биографов
Эдит утверждают, что её родители были евреями, сама же она всегда это
отрицала. Неизвестно также, состояли ли её родители в законном браке.
Считается, что Эдит родилась в Калифорнии в Сан-Бернардино, а в 1905
году Анна вышла замуж за Фрэнка Спейра, инженера по профессии, и они
много переезжали с одного места на другое, в зависимости от того, куда
его направляли по делам службы. Для всех Эдит была его дочерью. Словом,
неясностей много, а сама Эдит очень не любила вспоминать о прошлом.
Имела полное право!
Эдит Хед
Точно известно, что семья переехала в
Лос-Анджелес (пожив до этого в Неваде), когда девочке было двенадцать.
Окончив школу, Эдит поступила в Калифорнийский университет, где
специализировалась на изучении иностранных языков, в частности,
французского, и получила там степень бакалавра. В магистратуру она
поступила в Стенфордский университет и в 1920 году получила свой
следующий диплом. Сначала Эдит преподавала в школе в небольшом курортном
городке, а затем перешла в женскую Голливудскую школу, где училось
немало детей знаменитостей. Кроме уроков французского и испанского, она
начала вести занятия и по рисованию, хотя соответствующей квалификации у
неё не было. Однако это означало повышение зарплаты, и Эдит решила
умолчать об отсутствии у неё образования в этой области… Она попыталась
компенсировать этот обман, начав посещать вечерние занятия по рисованию в
одном из местных колледжей, и вскоре познакомилась с братом одной из
девушек, которая занималась вместе с Эдит. В 1923 году Эдит вышла замуж
за Чарльза Хеда, и хотя брак оказался неудачным и вскоре они начали жить
отдельно, а в 1936 году развелись, прославилась она именно под фамилией
своего первого мужа.
Свою первую работу в кино Эдит тоже
получила, прибегнув, деликатно скажем, к неправде. Когда одна из студий в
Голливуде (будущая компания «Парамаунт Пикчерз») объявила о том, что у
них есть вакансия художника по костюмам, то Эдит, имея за спиной только
вечерние курсы по рисованию, а также прихватив портфолио другого
человека, смело явилась на собеседование. Её не смущало то, что придётся
рисовать эскизы костюмов — Эдит полагала, что вполне сможет с этим
справиться. И справилась! Говард Грир, который был тогда главным
художником, высоко оценил портфолио и дал ей работу, и только после
этого, проработав некоторое время, Эдит созналась в обмане. Однако к
тому времени она успела себя так хорошо зарекомендовать, что Грир ей это
простил. И, как показало время, правильно сделал — благодаря этому
началось сотрудничество Эдит Хед с Голливудом, которое продлилось более
полувека и подарило миру замечательного мастера.
Через несколько лет Говард Грир ушёл с
поста главного художника, а его преемник предоставлял Эдит всё больше и
больше свободы — зачастую он сам бывал слишком занят, и тогда на неё
ложилась ответственность за костюмы к тому или иному фильму целиком. А
ещё, как говорили, Тревис Бентон мог отказаться работать с актрисой,
если та ему по какой-либо причине не нравилась, и тогда работа с ней
тоже переходила к Эдит. Что ж, та умела находить общий язык с самыми
капризными звёздами! А настоящий успех пришёл к Хед в конце 1930-х
годов, когда она начала работать с актрисой Барбарой Стэнвик, которой
было нелегко угодить, но, наладив с ней контакт, Хед укрепила свои
позиции окончательно. В 1938 году Бентон ушёл из «Парамаунт Пикчерз», и
Хед заняла его место, став первой женщиной на подобной должности. Она
занимала её вплоть до 1966 года, когда она перешла в «Юниверсал
Пикчерз».
За долгие годы своей карьеры в кино
Эдит Хед успела поработать почти над двумя с половиной сотнями фильмов.
Эта маленькая женщина, всегда с одной и той же причёской (чёрные гладкие
волосы, прямая чёлка), в очках с тёмной оправой, в строгих костюмах,
могла создать любой экранный образ с помощью одежды. Дело не в том, что
она делала скромные или, наоборот, роскошные наряды для очередной
актрисы, дело в том, что через них она выражала характер её персонажа.
И, как она однажды сказала про один из фильмов, над которым работала
(«Наследница» с Глорией Свенсон) — хотя то же можно было бы сказать про
многие её фильмы, — даже если бы, мол, он шёл без звука, всё равно всё
было бы понятно благодаря костюмам…
Она не была кутюрье, она была
гениальным стилистом. И к её советам прислушивалась вся Америка, ведь
достаточно было посмотреть на экранные образы самых знаменитых актрис
той эпохи, чтобы понять — Эдит Хед знает, что говорит. Она вела
программы на радио, участвовала в телевизионных передачах, писала статьи
и книги, давала интервью, показывала, как с помощью тех или иных
деталей можно подправить образ или полностью его переменить, советовала,
как сделать лучше… И стала безусловным авторитетом в области моды.
Многие из её высказываний повторяют до сих пор, например: «Вы можете
получить всё, что захотите, если оденетесь соответствующим образом»,
«платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы
женщина, и достаточно свободным, чтобы доказать, что вы — леди», «не
грех быть плохо одетым, грех надеть правильную вещь, но появиться в ней в
неправильном месте».
Хед говорила, что соединяет в себе
«психиатра, художника, модельера, костюмера, подушечку для булавок,
историка, няньку и агента по закупкам» — всем этим она долгие годы была
для актрис, с которыми работала долгие годы. Но изматывающая работа
приносила свои плоды.
Начиная с 1948 года Американская
киноакадемия стала вручать призы за лучшие костюмы. Хед, безусловно,
рассчитывала получить первую же награду, но тогда она ушла к Барбаре
Каринской за костюмы к фильму о Жанне д’Арк. Что ж, зато после этого Хед
номинировалась на «Оскар» тридцать пять раз и получала его восемь раз!
В 1960-х, когда Эдит оставила
«Парамаунт» и перешла в «Юниверсал», она по-прежнему очень много
работала, но уже не так много времени посвящала собственно кино, как
раньше, — вела колонку в газете, устраивала показы с костюмами (или, как
считается, скорее всего, их репликами) из известных фильмов,
преподавала, выступала с лекциями, и т. д.
Увы, в 1970 году Хед поставили
серьёзный диагноз — одна из разновидностей заболеваний костного мозга.
Это не помешало ей продолжать активно работать, и сражалась она много
лет… Не стало её только в конце 1981 года, а в 1982-м на экраны вышел
фильм «Мёртвые не носят пледы», последний фильм, в титрах которого была
упомянута Эдит Хед, «королева своей профессии», как назвала её
знаменитая актриса Бетт Дэвис.
Работы Хед — это даже не эпоха в истории Голливуда, это несколько эпох…
|