Эта женщина доказала всему миру, что
гениальный модельер — вовсе не обязательно тот, кто создаёт
умопомрачительные наряды. Порой куда важнее создавать простые вещи, те,
которые будут носить каждый день, а, надевая, чувствовать себя не менее
уверенно, чем в роскошном платье…
Американка Донна Айви Фаске родилась в
1948 году в Квинсе, а выросла на Лонг-Айленде. Потом будут говорить,
что её карьера в качестве модельера была, видимо, предопределена
изначально — её отчим был портным, а мать моделью. Однако таких семей
немало, а вот всемирной известности добиваются потом отнюдь не все.
И всё же атмосфера, в которой росла
маленькая Донна, не могла не оказать на неё своё влияние. Она обожала
рисовать, и постепенно среди её рисунков появлялось всё больше и больше
платьев, а свою первую коллекцию она создала, ещё будучи школьницей. И,
как «у большой», её продемонстрировали настоящие манекенщицы (тут,
конечно, не обошлось без помощи матери).
В восемнадцать лет Донна поступила в
престижную нью-йоркскую школу дизайна Парсонс. Там она проучилась
несколько лет, но вскоре ушла — известный модельер Анна Кляйн пригласила
талантливую девушку работать к себе. Упускать такой случай, даже ради
учёбы, не хотелось. Позднее Донна говорила: «Анна Кляйн была женщиной,
которая понимала женщин. Она была таким рационализатором! Я благоговела
перед ней». Донна Каран
Она стала ближайшим помощником Анны,
однако брак с Марком Караном и рождение дочки почти заставило её
изменить планы на ближайшее будущее — Донна решила посвятить себя семье,
карьера (пусть даже речь шла о совместной работе с выдающимся
модельером) могла подождать. Однако всё пошло по-другому — выяснилось,
что Анна Кляйн тяжело больна. Ни о каком отпуске по уходу за ребёнком
речь уже не шла, и Донна вернулась на работу. А в 1974 году Анна
скончалась от рака, и тогда двадцатишестилетней Донне приходится самой
возглавить модный дом. Ей помогал друг, Луис Делль’Олио, с которым она
когда-то вместе училась. Что ж, Донна успешно продолжила дело своей
наставницы — за те годы, что она провела в доме моды «Анна Кляйн», она
дважды была удостоена престижной в мире моды премии «Коти».
В 1984 году Донна решила, что отдала
своему первому месту работы достаточно и пора открыть собственное дело. К
тому времени она уже развелась с мужем и вышла замуж во второй раз, за
скульптора Стивена Вайса. Однако в историю моды Донна вошла под фамилией
первого мужа, «Каран». «Донна Каран».
Уже первая коллекция вызвала восторг и
у модных критиков, и, главное, у публики. И в немалой степени потому,
что Донна Каран сумела очень хорошо понять, что же нужно современной
женщине. «Знаете, на свете столько разных вещей, которые можно заметно
упростить — упростить жизнь, упростить стиль одежды, чтобы было удобно
путешествовать, заниматься любимым делом, одним словом, жить в гармонии с
окружающим миром».
Именно Донне Каран мы обязаны
расстёгивающимся «боди». Модельер терпеть не могла, когда рубашки и
блузки выбивались и высовывались из-под пояса, поэтому придумала вещь
наподобие комбинезона — верхняя часть играла роль блузки, а нижняя —
нижнего же белья. Идея распространилась мгновенно поскольку боди было
очень удобным. Его можно было носить с юбкой, с брюками, с жакетом, без
него, а в сочетании с юбкой того же цвета оно помогало даже заменить
платье. Боди легло в основу гардероба деловых женщин, над которым Донна
Каран работала много лет, постоянно совершенствуясь.
Удобство и практичность — непременно в
сочетании с элегантностью — стали её основными принципами. Она стала
изобретательницей формулы «семь простых вещей», которая как нельзя
кстати пришлась работающим женщинам, у которых не было времени уделять
много внимания своему гардеробу, но которые, в то же время, хотели
хорошо выглядеть в любой ситуации. А эти «простые вещи» можно было
по-разному комбинировать между собой, что давало немало вариантов. При
этом одежда отлично скрывала недостатки фигуры, была однотонной, и в
каждой новой коллекции появлялись вещи, которые отлично комбинировались с
вещами из предыдущей. Сама не обладая модельными пропорциями, Донна
Каран стала предлагать прекрасную дизайнерскую одежду женщинам с
обычными фигурами, за что ей опять-таки были благодарны тысячи и тысячи
представительниц прекрасного пола. Она акцентировала внимание на верхней
части, отвлекая его от бёдер, отлично зная, какие именно места обычно
бывают у женщин «проблемными». Словом, она «заботилась о женщинах», и
это не пустые слова.
В 1985 году она была удостоена звания
«Дизайнер года» в первый раз (а всего список её наград получается
слишком длинным, чтобы его перечислять). В 1989 году запустила линию
«Донна Каран Нью-Йорк», DKNY, одежды для молодых женщин по более
доступным ценам — считается, что на её создание модельера вдохновила
старшая дочка Габриэла (всего у Донны Каран трое детей). В 1992 году
начала выходить линия мужской одежды — тут снова сыграла свою роль
семья, Донной двигало желание придумать что-то для мужа. И хотя поначалу
её мужской коллекции предрекали провал, мол, женщине не стоит браться
за одежду для мужчин, «Королева Седьмой авеню», как прозвали Донну
Каран, вновь оказалась на высоте.
В середине 1990-х её модный дом,
однако, едва не потерпел финансовый крах, но дело тут было вовсе не в
творческих неудачах, а в неважном управлении. Однако к тому времени
модельер уже настолько укрепила свои позиции в мире моды, что инвесторы
не побоялись вложить в дело новые средства, и в результате это привело к
ещё большей популярности марки, и уже далеко за пределами США.
В 2001 году не стало Стивена, мужа
Донны, и в том же году она продала свой дом группе LVMH. Однако,
перестав быть его хозяйкой, она осталась главным дизайнером и продолжает
активную работу. Коллекции продолжают выходить регулярно, и пока она не
собирается останавливаться. «Для меня моделирование — это способ
самовыражения: кто я в данный момент — женщина, мать, подруга,
предприниматель, роли, которые каждой женщине приходится играть
постоянно, именно поэтому я пытаюсь уравновесить их».
Что ж, мы действительно постоянно
играем эти роли, и замечательно, что есть на свете человек, которому
хочется, чтобы мы, играя их, выглядели отлично.
|