Коко Шанель придумала «маленькое
чёрное платье», а она придумала платье с запа́хом — удобное,
универсальное, женственное. Идут годы, а оно, изменяясь совсем немного,
всё ещё остаётся в моде, занимая особенное место — как бы в ней, но и
вне её. Совсем как женщина, которая его создала…
Диана Симона Мишель Халфин родилась в
Брюсселе, в 1946 году. Её отец, Леон Халфин, родился и вырос в Кишинёве,
откуда уехал в восемнадцать лет, чтобы, как и старший брат, учиться в
бельгийском университете. Дядя, как рассказывала Диана, «вернулся домой
после окончания, а отец так и не закончил университет, и так и не
вернулся домой». Началась Вторая мировая война, отец Леона умер,
семейное дело продали, так что поначалу, по просьбе матери, он оставался
в Бельгии, а в 1942 году перебрался в Швейцарию. Вернувшись после войны
в Бельгию, он открыл небольшое предприятие по торговле электротоварами,
а вскоре оно переросло в бизнес-империю. В 1946 году он женился на
Лилиан Нахмияс, девушке, которая жила в Бельгии, но чьи родители-сефарды
были выходцами из греческого города Салоники. В 1943 году она вместе с
родителями попала в один из самых страшных концентрационных лагерей,
Освенцим, где провела четырнадцать месяцев — и выжила. В лагере она
познакомилась с некоей молодой женщиной по имени Сима, и, встретившись
после войны с двоюродной сестрой мужа, Лилиан узнала в ней ту самую
Симу. Колода тасуется причудливо! Семейная история всегда была важна для
Дианы. В её жилах смешается еврейская и греческая кровь, она будет
свободно говорить на нескольких языках (русский для неё тоже не чужой —
как она будет вспоминать, отец всегда разговаривал и с ней, и с Симой
по-русски), а ещё она научится выживать — и всегда добиваться того, чего
хочет.
Диана фон Фюрстенберг
Родители развелись, когда Диана была
подростком, и юность она провела в интернатах — то в Швейцарии, то в
Англии, то в Испании. В Швейцарии они с матерью (и приятелем матери) в
конце концов и поселились.
В восемнадцать лет она поступила в
Женевский университет, чтобы изучать там экономику. Там она и встретила
своего будущего мужа, князя (или, как его чаще называют в русскоязычной
прессе, «принца») Эгона (Эдуарда Эгона Питера Пауля Джованни) фон
Фюрстенберга — он был сыном немецкого князя и его первой жены, богатой
итальянской наследницы. Сначала Эгон, как рассказывала Диана, совершенно
ей не приглянулся, но затем она влюбилась, и через два года они стали
любовниками.
В 1966 году Диана начала работать.
Сначала, недолго, у бизнесмена Бернарда Горнфилда, затем была
ассистентом в ателье фотографа в Париже, а затем, буквально на несколько
месяцев, стала ассистентом итальянца Анджело Феррети, который занимался
дизайном тканей. Именно там она изучит тонкости производства тканей,
что впоследствии ей очень пригодится.
Эгон уехал работать в США и предложил
Диане переехать к нему, а весной 1969 года они обручились. Когда же
летом оказалось, что Диана беременна, Эгон срочно вернулся из
кругосветного путешествия, и они поженились — отец Дианы устроил в
Париже роскошную свадьбу. Мать Эгона этот брак одобряла, а вот отец —
нет, и хотя он присутствовал на церемонии, на последовавший за этим
приём идти отказался, чем, конечно, серьёзно оскорбил Диану. Как она
скажет позднее, «моя жизнь сегодня — это реакция на те события».
Молодая пара поселилась в Нью-Йорке,
они были совсем молоды — ей двадцать два, он на год старше. В январе
1970 года родился сын, Александр, а год спустя — дочь, Татьяна. Диана,
отныне принцесса фон Фюрстенберг, и к тому же дочь очень богатого
человека, могла бы стать очередной светской дамой, чьи фотографии
регулярно появляются в журнале «Вог», но она не собиралась этого делать:
«В ту минуту, когда я узнала, что стану женой Эгона, я решила делать
карьеру. Я хотела что-нибудь из себя представлять, а не быть простой
маленькой девочкой, которая более успешно, чем могли бы ожидать, вышла
замуж». Забегая вперёд, скажем, что в 1973 году они с Эгоном расстались,
хотя и продолжали оставаться друзьями. После развода а, тем более,
заключения второго брака (в 2001) Диана уже не могла носить титул
княгини, однако фамилию мужа она оставила, войдя в историю моды под
именем Дианы фон Фюрстенберг.
В 1970 году она как раз только что
родила, была беременна вторым ребёнком, но просто сидеть дома не
собиралась. Диана встретилась со своей тёзкой, Дианой Вриланд,
редактором журнала «Вог», и показала ей несколько разработанных ею
моделей одежды. «Она посмотрела на них и сказала: «Потрясающе! Отлично!
Тебя ждёт огромный успех». А потом выставила меня из своего кабинета. Я
спросила её ассистентку, что мне теперь делать, и она сказала: «Ну… Вы
должны устроить показ». И уже в апреле, в одном из известных
нью-йоркских отелей, состоялся первый показ, а в ноябре в «Воге»
появились фотографии работ начинающего дизайнера. А в 1972 году она,
получив от отца тридцать тысяч долларов, открыла шоу-рум на Седьмой
авеню, и сама появилась на рекламном плакате — худенькая эффектная
брюнетка в платье с запахом сидела на большой белой коробке, на боку
которой было написано: «Почувствуй себя женщиной, надень платье!»
То самое платье, благодаря которому
Диана фон Фюрстенберг войдёт в историю моды. Шить она сама не умела, так
что её замыслы воплощали в жизнь несколько нанятых портних. Как сама
она будет говорить, в придуманных ею платьях не было «ничего особенного —
просто кусок ткани с рукавами». На самом деле всё гениальное просто — у
платьев был крой, который выгодно подчёркивал почти любую женскую
фигуру. Он скрывал недостатки, акцентировал внимание на талии, а в
результате получались соблазнительные «песочные часы», чрезвычайно
женственный силуэт. Но вместе с тем платье с запахом было очень легко
надевать и снимать, оно не стесняло движений, словом, ещё и оказалось
очень удобным. А ещё эти платья были из тканей с яркими принтами и
отлично подходили для самых разных случаев. Что ж, это оказался
универсальный красивый наряд, который немедленно начал пользоваться
огромным успехом. Да что там — просто сенсационным! И недаром платье с
запахом, сделанное из джерси, войдёт в музейные коллекции — оно оказало
огромное влияние на моду 1970-х. «Я помогала женщинам выглядеть лучше,
чувствовать себя лучше, быть более уверенными в себе».
К 1975 году было продано пять
миллионов экземпляров таких платьев! В 1976 году её фотография появилась
в журнале «Ньюсуик», и там же было написано, что Диана фон Фюрстенберг —
самая «продаваемая» женщина-дизайнер со времён Коко Шанель. А сама она
говорила: «Я не занимаюсь модой. Я просто делаю одежду для таких людей,
как я».
Но Диану всё равно называли «королевой
нью-йоркской моды». А она… Начала развивать свой бизнес дальше,
представив косметическую линию, начав выпуск украшений, мебели,
аксессуаров для дома; написала книгу — о том, «как стать более
привлекательной, уверенной в себе и сексуальной»; придумала новую модель
платья — платье-рубашку. И при этом вела бурную светскую жизнь. В
прессе появлялось огромное количество статей, ей посвящённых, — как о
работе, так и о личной жизни (одного поклонника сменял другой, но именно
тогда она познакомилась с бизнесменом Барри Дилером, своим будущим
вторым мужем — однако вышла за него замуж только в 2001 году), Энди
Уорхолл нарисовал её портрет, она веселилась на самых модных вечеринках…
Но, заметим, утром всегда отправлялась работать.
И тут оказалось, что рынок просто
перенасыщен — если выпускать по двадцать тысяч платьев в неделю, то рано
или поздно ими обзаведутся все желающие. И тогда Диана продала дело и в
1984 году уехала в Париж. Как она позднее будет говорить, ей казалось,
она утратила контроль над своим бизнесом, а бывший муж Эгон будет
немного критически возражать — мол, Диане просто так казалось, а на
самом деле всё было не так плохо.
Но, как бы там ни было, ей нужно было
или всё, или ничего. Ей всегда было чем заняться — в Париже она основала
издательский дом, сколько-то времени посвящала и моде, попытавшись и
там ввести в моду своё фирменное платье, а через несколько лет всё-таки
решила вернуться в Нью-Йорк. И тут произошло чудо — обычно в таких
случаях дизайнера успевают подзабыть, да и надеяться на вторую волну
успеха маловероятно. Разве можно вновь стать королевой моды, один раз
добровольно уйдя в изгнание? Вообще-то нельзя… Но Диана фон Фюрстенберг в
очередной раз доказала, что из всякого правила есть исключения.
Борясь с онкологическим заболеванием,
она тем не менее стала редактором журнала «Вэнити Фэйр», а её новая
коллекция «Силк Ассетс», свободного кроя шёлковые блузки, пиджаки и
штаны, была моментально раскуплена на телеканале QVC, буквально за два
часа. И это придало ей уверенности в себе — она поняла, что может всё
начать сначала. Прошло ещё несколько лет — Диана успела поработать с
телеканалами QVC и HSN, разработать линию спортивной одежды для компании
«Эйвон», и прорыв, наконец, произошёл — в 1999 году она появилась на
показах домов моды «Диор» и «Шанель» в своём платье с запахом, выкупила
пятнадцать из семнадцати проданных ею когда-то лицензий, восстановила
свой бренд и подписала эксклюзивный договор с сетью универмагов «Сакс
Пятая авеню», которая должна была представить платья с запахом
(результат встречи с президентом сети на модных показах в Париже).
Так публика вновь получила пресловутые
платья, но модели были немного обновлены. К тому же теперь для их
производства стали использовать другую ткань: «Сначала это было
итальянское хлопковое джерси — замечательная вещь, платья из него до сих
пор держатся. А потом я решила сделать такую ткань из шёлка,
отправилась в Китай и там разработала шелковое джерси». И… платья вновь
стали пользоваться популярностью. Диана вернулась в моду, и пока уходить
из неё не собирается.
Её магазины открывались по всему миру,
она начала выпускать, как и прежде, множество сопутствующих товаров, от
очков до ювелирных украшений. О ней пишут статьи и книги, она одевает
звёзд, постоянно мелькает на телеэкранах. Да, она зарабатывает миллионы —
но миллионы же и тратит на благотворительность. Она получает награды и
награждает сама, ведь с 2006 года Диана фон Фюрстенберг — президент
Американского совета дизайнеров моды (CFDA). Словом, хотя она давно не
имеет право носить титул княгини (принцессы), в мире моды Диана
действительно княгиня.
«Я всегда говорила, что моя одежда
позволяет вам быть самими собой». Она не придумывает сказки, как многие
другие дизайнеры. Она просто позволяет людям быть собой, а это, на самом
деле, значит очень многое…
|