«Успех для меня неважен, это не то, о
чём я забочусь, к чему стремлюсь, — сказал он однажды, именно тогда,
когда успех к нему и пришёл. — Работа, одежда, клиенты, женщины — вот в
чём заключается для меня истинное удовольствие. Я никогда не обладал
особыми богатствами, но вокруг меня всегда были люди. Прекрасные женщины
— вот что для меня важно. Я скульптор, и, возможно, мне удаётся сделать
их ещё прекраснее». Незаметно для себя он оказался в самом сердце
парижской моды 1980-х годов, его плотно облегающие, подчёркивавшие все
изгибы фигуры платья вызывали восторг и у клиентов, и у прессы, а он… Он
делал только то, что ему нравится, невзирая на то, что творилось
вокруг, и не следовал за модой, а сам задавал её, превратившись в одного
из самых влиятельных модельеров последних десятилетий. Кто же он?
Когда Азеддин Алайя появился на свет,
нам точно неизвестно — скорее всего, это произошло в 1940 году (по
другим сведениям — в 1939-м); сам же он на вопрос о возрасте загадочно
улыбается: «Я стар, как фараоны». Было это в Тунисе. Родители его были
самого простого происхождения, а воспитывали его не родители, а дедушка с
бабушкой, бабушка же в своё время отправила его изучать искусство
скульптуры в местную школу изящных искусств — чтобы учиться там, ему
пришлось немного прибавить себе возраст.
Путь его в моду оказался тоже не
таким, как у всех, — юноша решил подрабатывать по ночам в акушерской
клинике, а там, в приёмном покое, лежали стопки модных журналов.
Рассматривая их в свободную минуту, Азеддин, как рассказывал он позднее,
внезапно прозрел, осознав, что судьба его заключается вовсе не в том,
чтобы создавать женское тело из глины или мрамора, а в том, чтобы
очерчивать его формы с помощью одежды. И, разумеется, лучшим местом,
чтобы научиться это делать, был Париж. Чтобы доказать родным серьёзность
своих намерений, он устроился работать помощником местного портного. И
дедушка, наконец, решился его отпустить, для чего, несомненно, и ему, и
его жене потребовалось победить свои опасения — в конце концов, Азеддину
было тогда всего семнадцать лет!
Итак, в 1957 году он приехал в Париж, в
дом моды Кристиана Диора — заранее было оговорено, что он сможет
работать там на первых порах. Однако у Диора он провёл всего несколько
дней — началась война в Алжире, и, как говорили потом, молодой араб там
оказался никому не нужен, и только бы вызывал подозрения. К счастью, его
представили Ги Лярошу, и в его доме Азеддин провёл следующие два года,
многому научившись.
Да, вокруг него всегда были люди, и,
что немаловажно, женщины. Речь идёт не о любовных связях, а именно
дружеских. Уйдя от Ляроша, он два года жил в доме графини де Блежьер —
присматривал за её детьми, готовил, и… продолжал готовить себя к роли
модельера. Работал над своими первыми эскизами, расширял круг полезных
знакомств (учитывая круги, в которых вращалась графиня, это было
нетрудно — там были сливки общества, начиная от легендарной актрисы
Греты Гарбо до Сесилии де Ротшильд). И, когда почувствовал себя
достаточно уверенно, снял небольшое помещение, переехал и открыл своё
первое ателье. Азеддин Алайя
Много лет широкая публика о нём не
знала — Алайя работал только с отдельными клиентками, их круг был
достаточно широк и устойчив, однако вовне информация о модельере
практически не просачивалась. Его заказчицами были в основном
обеспеченные дамы, причём уже, что называется, не первой молодости,
утратившие девичью стройность. Что ж, тут-то им и приходил на помощь
несостоявшийся скульптор. Его платья не просто облегали тело, а
формировали его, поддерживали, утягивали, подчёркивали и скрывали. Он
работал с тянущимися тканями, например, джерси, трикотажем, с материями,
содержащими лайкру, с кожей; часто при этом он использовал крой по
косой. Годами он совершенствовал свою технику, основам которой научился,
работая у Ляроша, но постоянно находился в поисках нового, зачастую при
этом обращаясь к старому, — Алайя собирал коллекцию винтажной одежды,
которая подбрасывала ему очередные идеи. Так, определённое влияние на
него оказали работы Мадлен Вионне, модельером, популяризовавшим в своё
время крой по косой, и Чарльза Джеймса, американского модельера,
который, можно сказать, не столько шил свои наряды, сколько строил их,
как инженер. Результатом были потрясающие платья, которые скрывали
недостатки и подчёркивали достоинства женской фигуры, зачастую весьма
выдающиеся (и в прямом, и в переносном смысле).
В 1979 году фотографии его костюма и
плаща появились в журнале «Элль» — вероятно, это и можно считать первым
выходом в «широкий мир». Знакомые редакторы модных журналов давно уже
подталкивали его к тому, чтобы он начал работать над собственной линией
готовой одежды, и Алайя, наконец, решился. В 1980 году прошёл первый
показ — никаких объявлений в прессе, никаких приглашений, информация о
нём распространялась так же, как все эти годы — от одного клиента к
другому, их знакомым и друзьям. Показ прошёл более чем успешно — чёрные
наряды с преувеличенно женственными формами и широкими плечами оказались
именно тем, чего ожидала публика. Тогда же появился новый предмет
одежды, введённый арабско-французским дизайнером, — боди, которое всего
через несколько лет станет безумно популярным (в немалой степени —
благодаря другому дизайнеру, Донне Каран).
Его работы всегда отличались простотой
отделки, они почти всегда были очень сексуальными, но никогда —
вульгарными. Сдержанные цвета — пастельные или, наоборот, тёмные,
чёрный, серый, бежевый. В отличие от моделей прошлого, которые тоже
придавали определённую форму женскому телу, работы этого дизайнера
давали гораздо больше свободы движения, не превращаясь в жёсткий
негнущийся каркас, и в этом, конечно, важную роль играло использование
соответствующих тканей и соответствующий крой. О нём будут говорить, что
ему удалось таким образом перекинуть своеобразный мост между прошлым и
будущим…
Его слава вышла за пределы Франции, он
открывал бутики не только в Париже, но в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе,
среди его клиенток появилось множество звёзд — от Мадонны до Тины Тёрнер
до Джанет Джексон. Казалось, это означало настоящий успех… Так оно и
было, но он же и повлёк за собой определённые трудности. Алайя всегда
очень внимательно относился ко всему, что делает, его смело можно
назвать перфекционистом, а во всё ускоряющемся темпе, в котором теперь
живёт мир, в том числе и мир моды, любые задержки, пусть и вызванные
желанием добиться безупречности, не приветствуются. Так что одна вторая,
третья задержка (то на несколько дней, то на более длительный срок) его
показов, задержки поставок привели к тому, что модельера стали обвинять
в непрофессионализме, в неуважении к заказчикам… Он не поспевал. Он не
стремился угнаться за другими, но оказалось, что теперь без этого уже не
обойтись.
Всё это, а также личные обстоятельства
— скончалась его любимая сестра, которая в своё время поддерживала его в
выборе профессии — привели к тому, что в 1992 году Алайя перестал
выпускать готовую одежду. 1990-е он провёл, работая только для частных
клиентов в своём ателье-бутике-квартире в парижском квартале Маре. В
2000 году он продал свою компанию финансовой группе «Прада», а в 2007-м
выкупил её обратно. Он планирует основать фонд в здании, которое
соседствует с его домом моды, в котором будут храниться около пятнадцати
тысяч эскизов и образцов его работ, созданных за долгие годы.
Его возвращение в моду было не
быстрым, но успешным. Среди поклонников его творчества оказалось не
меньше звёзд, чем раньше, а то и больше (в том числе и нынешняя первая
леди США, Мишель Обама). В 2000 году в музее Гуггенхайм прошла первая
выставка его работ, в 2008-м он был награждён орденом Почётного легиона.
И всю жизнь этот человек — небольшого
роста, обычно в чёрном, загадочный, избегающий публичности, талантливый и
упрямый — делает только то, что считает нужным. Он не прогибается под
изменчивый мир, но мир иногда прогибается под него. |