Перед покупателем есть широкий выбор
государственных и муниципальных органов, куда можно обратиться за
помощью, если его так или иначе обманули. Это -
–территориальное представительство Государственной
инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей
(Госторгинспекция);
–городская торгинспекция (муниципальный уровень);
–территориальное представительство Государственного
комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур (ГКАП);
–территориальное представительство Государственного
комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации (Госстандарт);
Поговорим об инспекции по торговле. Заметим, что есть
две независимые организации, решающие одну задачу: Госторгинспекция и
городская инспекция, первая – на государственном уровне, вторая – на
муниципальном.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по
торговле (Госторгинспекция) – государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и
правил торговли и общественного питания, порядком
применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления,
деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле,
общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения,
организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие и производящие
товары или услуги.
Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:
–проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в
соответствии с порядком, согласованным с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации, – качества продукции у изготовителя;
–принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
–приостанавливают реализацию товаров не соответствующих
по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных для
жизни), здоровья и имущества граждан;
–координируют свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в
деле защиты прав и интересов граждан;
–рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в
работе торговых предприятий, предприятий общественного
питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения
обязательные для исполнения продавцом.
Территориальные госторгинспекции имеют право:
–осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности в соответствии
с основными задачами и функциями, определенными положением о Госторгинспекции;
–производить контрольные закупки товаров с целью
определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы
товаров для проведения исследования их качества;
–давать заключения по просьбе продавца, потребителя о
качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнения в части их
соответствия стандарту;
–составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
–передавать материалы в следственные органы для
привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные
злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной
продукции.
Достаточно одного обращения в отделение Госторгинспекции, чтобы ваша проблема решилась положительно. В торговой точке
будет проведена проверка, которая неминуемо выявит
какие-то нарушения правил торговли, и в предписании будет фигурировать
пункт относительно интересующего вас вопроса.
Если магазин (ларек и т.п.) будет продолжать нарушать
правила торговли, надо с актом предыдущей проверки обратиться в
муниципальную торгинспекцию. Она также проверит магазин, выявит
нарушения, а потом, если не последует устранение нарушений, материалы
проведенных проверок можно направлять в следственные органы.
Следующая из инстанций, способных и призванных стоять на
защите прав потребителя, – Государственный комитет Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
(ГКАП). Это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации
в проведении государственной политики по развитию конкуренции,
ограничению монопольной деятельности, пресечению недобросовестной
конкуренции и защите прав потребителей.
Территориальные антимонопольные управления по вопросам защиты прав потребителей имеют очень широкие полномочия, в частности:
–возбуждать дела о нарушении законодательства о защите
прав потребителей в отношении хозяйствующих субъектов различных форм
собственности;
–давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
–налагать штрафы на хозяйствующие субъекты за неисполнение или несвоеременное исполнение предписания о прекращении
нарушения прав потребителей;
–осуществлять проверки предприятий любых форм собственности в целях соблюдения требований законодательства о защите прав
потребителей;
–требовать от должностных лиц хозяйствующих субъектов
предъявления документов, сведений, письменных и устных объяснений, иной
необходимой информации;
–обращаться в суды с исками и заявлениями в защиту прав потребителей, представлять их интересы при рассмотрении дел;
–направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам
преступлений, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей.
Антимонопольные органы по защите прав потребителя
рассматривают заявление гражданина по существу, при необходимости просят
предоставить дополнительную информацию
или документы, подтверждающие факт ущемления прав потребителя и меры, предпринимаемые непосредственно
потребителем для защиты его прав. Далее – встреча с должностными лицами того хозяйствующего субъекта, на действия
которого жалуется потребитель. При этом требуются объяснения по фактам нарушения прав гражданина и вносится предложение
в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя (если законность этих требований подтверждается в
ходе проверки).
Чаще всего этого достаточно для удовлетворения требований потребителя.
Если в ходе рассмотрения заявления потребителя вскрываются факты грубого нарушения положений законодательства о защите
прав потребителей или должностные лица хозяйствующего субъекта отказываются в добровольном порядке удовлетворить
законные претензии заявителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона "О
защите прав потребителей" и принимают меры о принудительном удовлетворении требований потребителя путем выдачи
обязательных для исполнения предписаний.
И последняя инстанция – Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России). В его задачу входит защита прав потребителей в части контроля за качеством товаров, работ, услуг.
Госстандарт России делает следующее:
–направляет требования о приостановлении продажи
товаров, выполнения работ, оказания услуг при отсутствии достоверной и
достаточной информации о товарах, работах, услугах;
–определяет номенклатуру товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации;
–выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия
и др.;
–аккредитует органы сертификации конкретных видов товаров,
работ, услуг, а также испытательные лаборатории (центры)
для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим
юридическим лицам право аккредитации;
–осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров, работ, услуг;
–ведет государственный реестр сертифицированных товаров,
работ, услуг, аккредитованных органов по сертификации, испытательных
лабораторий (центров);
–принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами.
Территориальные органы Госстандарта России, в частности:
–проверяют соблюдение субъектами хозяйственной
деятельности обязательных требований государственных стандартов на
стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее
изготовления, реализации (поставки, продажи), использования
(эксплуатации), хранения, транспортировки и утилизации, а также при
выполнении работ и оказании услуг;
–проверяют безопасность товаров в процессе их обращения (реализации), в том числе импортных;
–выдают предписания изготовителям (исполнителям,
продавцам) об устранении выявленных нарушений, о приостановке или
запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.
В случае невыполнения выданных предписаний органы Госстандарта России имеют право налагать штрафы на
изготовителей (исполнителей, продавцов), а также непосредственно на руководителей предприятий. |