Решив купить сок, имейте в виду, что крупно
изображенный на упаковке тот или иной фрукт вовсе не означает, что вы
берете именно сок. Учитывая покупательскую психологию, производители
нектаров и сокосодержащих напитков делают ставку на то, что потребитель
не станет вчитываться в напечатанное мелким шрифтом описание на этикетке
или пакете, а поверит яркой картинке. Поэтому, если вы хотите точно
знать, что вам предлагают – сок, нектар или напиток, следует внимательно
прочитать описание продукта.
По действующему стандарту сок – это жидкий продукт,
полученный путем механических процессов из фруктов или овощей,
консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим
излучением. Сок может быть сконцентрирован и позднее восстановлен водой.
Большая часть того, что стоит на прилавках, – это концентрированный
сок, поскольку свежевыжатый имеет очень ограниченный срок годности. Но
это не значит, что в концентрированном продукте содержится консервант.
Выжатый из плода сок на 80 – 95% состоит из воды. Воду удаляют и,
сохраняя все полезные компоненты, получают концентрированный сок. В
любой момент концентрат можно восстановить, добавив первоначальное
количество воды. Согласно новому ГОСТу соки не должны содержать
консервантов, красителей, искусственных ароматизаторов.
Разрешено добавлять лишь натуральные ароматические вещества, полученные из фруктов.
Нектар – это продукт, полученный путем смешивания
фруктового сока, одного или нескольких видов концентрированных фруктовых
соков или доведенной до пюреобразного состояния съедобной части
доброкачественных, спелых и свежих фруктов с водой, сахарами или медом. В
состав нектара входят также лимонная или аскорбиновая кислота. ГОСТ
жестко регламентирует минимальную долю сока, которая должна содержаться в
нектаре. Эта доля зависит от вида ягод и фруктов и варьируется от 25 до
50%. Например, не менее 30% сока должно быть в нектарах из сливы и
клюквы, не менее 35%
– в нектарах из вишни и манго, не менее 25% – в нектарах
из маракуйи или бананов. В нектарах допускается использование
консервантов и красителей.
Овощные соки так же полезны, как и плодово-ягодные. Эти напитки, состоящие на 100 процентов из натурального сока овощей.
Допустимы следующие добавки: поваренная соль, уксус, сахар, пряности, фруктовые кислоты, а также глютаминовая кислота и ее соли.
Овощные нектары – это разбавленные водой смеси на основе
овощного сока. Содержание сока овощей должно составлять по меньшей мере
40 процентов, в нектаре из ревеня – минимум 25 процентов.
Так называемые фруктовые напитки образуют
самостоятельную категорию. Они относятся к освежающим напиткам, подобно
лимонаду, и по содержанию фруктового вещества и витаминов не идут ни в
какое сравнение с соками и нектарами. Натурального сока в них совсем
немного, и он выполняет только служебную роль, для придания вкуса. Кроме
того, в состав таких напитков входит вода, натуральные фруктовые
ароматы, сахар, иногда вкусовые добавки. Большинство фруктовых напитков
пастеризуется, но разрешается и добавление консервантов. Поэтому
выбирайте не по цене, а по ценности продукта.
Производителям, не соблюдающим стандартов и выдающим
нектар за сок, грозит наказание от штрафов до лишения лицензий. Но это
не очень пугает фальсификаторов. По данным Российского союза
производителей сока, более половины соков, реализуемых в России,
являются суррогатами. В крупных городах эта цифра превышает 60%.
Основной поток подделок поступает из стран дальнего зарубежья, остальные
изготавливают из СHГ и доморощенные фальсификаторы. Содержание сока во
многих нектарах и напитках ниже нормы, в них имеются добавки
неразрешенных компонентов или они изготовлены из неспелых плодов.
Hе все фальсификации рядовой покупатель может обнаружить
при покупке того или иного напитка. Крупнейшие производители сока
стараются сами бороться с нечистыми на руку конкурентами. Так,
Российский союз производителей соков совместно с Международной
конфедерацией обществ потребителей с июля начал реализацию долгосрочной
программы "Мониторинг сокового рынка". В рамках программы периодически
проводятся лабораторные проверки производимой в стране соковой продукции
и дается заключение, соответствует ли товар ГОСТу. Кроме того,
осуществляется мониторинг соковых изделий, что позволит иметь статистику
цен и спроса на товар, поступающий на рынок. Hу, а что касается
покупателя, он должен очень внимательно изучать всю информацию,
содержащуюся на наклейке, и, если возникают сомнения, отказываться от
покупки. В любом случае, "клевать" на красивую этикетку не стоит. |