Американские психологи пришли к выводу, что
рекламные ролики различных сластей, напитков и фаст-фуда привели к
увеличению случаев ожирения среди детей.
Так, согласно статистике, с 1970 г.
количество рекламы, которую могут увидеть дети, увеличилось с 20 до 40
тыс. При этом число детей, страдающих ожирением в возрасте от 6 до 11
лет, увеличилось на 12%.
Психологи не перестают твердить о высокой
внушаемости детей. Не всегда отличая настоящее от нереального в рекламе,
они легко принимают неправильное представление о еде. Так, детям
буквально навязываются конфеты, батончики, лимонад, торты и другие
продукты, содержащие большое количество сахара.
Исследования
психологов выявили, что дети до 8 лет не способны видеть корыстных
намерений рекламных роликов, и многие преувеличения, далекие от реальной
жизни, воспринимают как норму.
В 90-х гг. XX в. поднялся шум
относительно высокой калорийности подобных продуктов, приводящих к
ожирению у детей и подростков, у которых впоследствии нарушается
гормональный баланс в организме. Детские врачи подняли тревогу по этому
поводу. Создалась своего рода антиреклама таких продуктов, как сладкие
газированные напитки и фаст-фуд.
Следствием этого стало уменьшение
потребления американцами этих продуктов. Вместо сладкой газировки они
стали покупать минеральную воду. Компаниям, производящим этот продукт,
пришлось начать разработку диетических напитков. Однако в других странах
сладкие газированные напитки все еще преподносятся как продукты,
связанные с образом жизни американцев, их независимостью, процветанием и
т. д.
То же самое происходит и с едой быстрого
приготовления. Учеными был доказан вред таких продуктов. Но, несмотря на
это, фаст-фуд, благодаря хорошей рекламе, все еще остается популярным.
Фаст-фуд в настоящее время считают одной из основных причин ожирения, артрита, атеросклероза и инфарктов.
Уже в самом названии заложена
основная идея рекламы. Фаст-фуд переводится как «быстрая еда», то есть
еда, на приготовление которой не надо тратить много времени. В обществе,
где все озабочены зарабатыванием денег и карьерой, экономия времени
является большим подарком, за который люди готовы платить высокую цену –
в данном случае расплачиваться собственным здоровьем.
Дети не являются исключением. Они вообще не
задумываются о своем здоровье, не ценят его, принимая его наличие, как
само собой разумеющееся. Однако любовь детей к подобным продуктам
обусловлена не экономией времени (ведь они все равно не занимаются
кулинарией – это обязанность родителей). В этом направлении акцент
ставится на удовольствие, которое может получить ребенок. В рекламе
люди, употребляющие рекламируемый продукт, изображают удовольствие,
которое может даже ввести их в транс, на некоторое время избавить от
всех забот и проблем.
У детей, разумеется, тоже имеются свои
проблемы, которые им кажутся очень серьезными, а в употреблении
рекламируемых продуктов питания они (возможно, даже подсознательно)
видят возможность забыть о своих проблемах. Конечно, родители должны
помогать своим детям решать проблемы, а зачастую просто объяснять, что
проблемы на самом деле нет. Однако на это требуется время, и от 1 до 4 ч
в день чаще всего бывает недостаточно.
Реклама сладких батончиков воздействует на
другую пружинку подсознания. Эти сласти связывают с завоеванием
авторитета среди сверстников. По утверждению рекламы, употребление этого
продукта сделает подростка крутым. А реклама некоторых сладких напитков
вообще возводит их в культ, связывает со стилем жизни самых красивых и
успешных парней и девушек.
Количество
страдающих клинической формой ожирения среди 6-летних детей составляет
около 8–10%, а среди 15-летних подростков еще выше – до 15%.
В результате дети неосознанно
начинают хотеть подобную продукцию, причем не потому, что им
действительно хочется пить или есть. Она становится для них необходимой,
так как обещает покой и положение в обществе сверстников. Но все это
иллюзия и обман. Употребление сладких и жирных продуктов приводит только
к одному – развитию множества заболеваний, в частности, ожирения.
Ребенок впадает в уныние из-за подобного состояния и утешает себя
двойной порцией полюбившихся чипсов, пиццы, батончиков, гамбургеров,
бутылкой сладкого газированного напитка и т. п.
Употребление фаст-фуда приравнивается к зависимости от наркотиков.
Чем больше употребляешь подобных продуктов, тем тяжелее от них отказаться. Сладкое и жирное воздействует на мозг.
Организм привыкает к высокой концентрации этих веществ и требует их еще и еще.
Если человек с детства приучен к еде быстрого приготовления, ему трудно будет вернуться к нормальному питанию.
Учеными было доказано, что употребление
фаст-фуда производит в организме нарушение баланса гормонов, отвечающих
за чувство сытости.
Человек начинает поедать гамбургеры и чипсы
в неограниченном количестве, запивая сладкой газированной водой только
для того, чтобы заглушить непроходящее чувство голода. Таким образом,
люди продолжают употреблять подобные продукты, хотя сами могут считать
их очень вредными.
В настоящее время в Европе и Америке
разрабатывается и внедряется антиреклама, которая напрямую обращается к
детям и на доступном им языке объясняет, что для них хорошо, а что
плохо.
В США проблема детского и подросткового
ожирения приравнивается к национальному бедствию, требующему радикальных
мер. Во многих школах был введен запрет на продажу на их территории
безалкогольных газированных напитков.
Следует добавить, что ожирение приводит не
только к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, но и
способствует развитию ряда других заболеваний. По последним данным,
ожирение может также повысить риск возникновения рака. |