Успех «Поллианны» Э. Портер подвигнул
кинематограф на экранизацию. Среди киностудий возникла даже конкуренция.
Но всех опередила первая кинодива тогдашних времен – Мэри Пикфорд,
она-то и сыграла легендарную Поллианну. Киномир не удивился этому.
Многие знали, что «душечка Мэри», играющая робких, наивных девушек, в
жизни была энергичной и деловой, когда надо – настырной, когда
требовалось – жестко непримиримой. И может быть, одна только
проницательная писательница Элинор Портер поняла, что в душе этой
«деловой» кинозведы все еще живет маленькая девочка, которой столь
тяжело было выбиться в люди и подняться на олимп киноискусства.
Да, в начале XX века Мэри Пикфорд
(1892–1979) была первой звездой Великого немого кино – эталоном для все
го мира. Миллионы женщин одевались как она, причесывались как она,
улыбались как она. В кинотурах Пикфорд объездила планету. Была и в
России, даже снялась здесь в комедии о том, как один ее истовый
поклонник, которого она ненароком поцеловала, перестал умываться, чтобы
сохранить след ее помады. Фильм так и назывался – «Поцелуй Мэри
Пикфорд». Она
стала самой высокооплачиваемой кинозвездой и никогда не стыдилась
вытребовать себе наивыгодный контракт. Впрочем, чего тут стыдиться?
Красавица Пикфорд всегда помнила начало своей карьеры: ей нет и 8 лет,
когда в 1900 году она впервые выходит на сцену обшарпанного
провинциального театрика в Канаде. Идет спектакль «Хижина дяди Тома».
Глэдис Смит (именно так на самом деле звали будущую звезду) играет
крошечную детскую роль. От ужаса у нее зуб на зуб не попадает. Но когда в
финале она «умирает», зал начинает рыдать.
Сцена заменила ей все, но все и отобрала.
Детства у нее не было. Да и откуда ему взяться? Вопреки легендам,
которые распространяли по миру ее продюсеры, она родилась 8 апреля 1892
года не в состоятельной и образованной семье, а в нищей, да и в школу-то
не ходила. Отец, мелкий торговец Джон Смит, пил, гулял и бросил жену
Шарлотту с тремя детьми. В конце концов умер, когда старшей дочери
Глэдис было всего 6 лет, – то ли от удара, то ли от перепоя… Но для
биографии милой, добродетельной «американской Золушки», которую Мэри
играла в своих фильмах, подобные факты не подходили. Продюсеры придумали
ей красивое имя, преданных родителей и «розовый имидж». Она и в жизни
должна была выглядеть «скромной розой» – не имела права ни накраситься,
ни надеть декольтированное платье или драгоценности. Да она даже
знакомых выбирать могла только с одобрения кинохозяев – не дай бог,
«лучшую девушку Америки» увидят в неподобающей компании…
О реальности требовалось забыть. Но как
забыть голод и нищету, бесконечные гастроли по городишкам Канады, потом –
Штатов?! И везде – заплеванные поезда, клоповные гостиницы, вонючие
гримерки. Спектакли далеко не высшей пробы. Но, удивительно, Глэдис
всегда ждал успех. Ее трогательная игра могла вытащить самую безнадежную
постановку.
Однажды мать разбудила детей в три часа
ночи, чтобы попасть на поезд. На путях 7-летний братишка Джек упал в
снег и заплакал. Сестра Лотти тоже поскользнулась. Бедная мать
попыталась их поднять, но не смогла. Сама рухнула рядом и заплакала. И
тогда Глэдис вдруг закричала не своим голосом: «Вставайте! Шоу должно
продолжаться!» Так 10-летняя Глэдис стала лидером семьи Смит. Даже когда
их не впускали в приличное кафе, Глэдис говорила: «Скоро мы будем
обедать в самом лучшем ресторане!» А когда богачи на шикарных авто
обдавали нищих актеров грязью, Глэдис только стискивала зубы: «У нас
будет автомобиль лучше!»
И она добилась всего. Сама! Сама пришла в
Нью-Йорке к известному бродвейскому режиссеру Дэвиду Беласко. Тот
прослушал золотоволосую девчушку и почти грубо бросил: «Будешь играть в
моих спектаклях детей! Как тебя зовут?» Длиннющие ресницы девочки
испуганно дрогнули, но, как всегда в ответственный момент, она сумела
собраться и ответила с достоинством: «Глэдис Смит». Беласко скривился:
«Что за простонародное имечко?.. Будешь Мэри Пикфорд!»
Под этим именем она не только выступала на
Бродвее, но и попала на съемочную площадку – и тоже к самому известному
тогда кинорежиссеру Дэвиду Гриффиту. В те годы кино только начиналось, и
за искусство его никто не принимал. А уж киноактрис театральные снобы
вообще считали чуть не продажными девицами. Когда Мэри объявила в
театре, что отправляется на кинопробы, товарки зашептали: «Эта Пикфорд
обесчестила себя тем, что пошла в кино!» Будто она пошла на панель! Но в
кино хорошо платили, к тому же Мэри всегда хотелось покорить новых
зрителей.
Она их и покорила. Уже с первых фильмов,
снятых в апреле 1909 года на американской студии «Байограф», стало ясно –
появилась звезда невиданной доселе величины. На протяжении двух
десятков лет Мэри Пикфорд снималась в 20–30 картинах ежегодно. В фильме
«Маленький лорд Фаунтлерой» она вообще сыграла две роли – мальчика 7 лет
и его маму-вдову. Ее облик сводил с ума – длинные золотистые локоны,
наивный взгляд, по-детски пухлые губы сердечком. Ее популярность была
феерической, но и… опасной. Однажды актрису чуть не растерзали на
премьере. Хорошо, она была в шубе. Бедную норку разорвали в клочья. До
самой Мэри не добрались. В поездке по мировому турне Пикфорд
сопровождало кольцо из тридцати полицейских. Но и это не помогало. В
Париже за ней погналась неистовствующая толпа. Слава богу, мясники на
центральном рынке спрятали актрису в… клетке. Она стояла среди
повешенных на крюках окровавленных телячьих туш и с ужасом слушала рев
влюбленных в нее безумцев. Да разве это любовь?! Это просто массовая
истерия.
Странная жизнь у «звезд». Каждый зритель
считает себя вправе считать, что «звезда» принадлежит ему, – он вправе
обсуждать ее жизнь, давать оценки, а то и просто обзывать, как
пожелается. В глазах добропорядочных обывателей актриса – все равно что
продажная девица, с ней можно не церемониться. Личную жизнь Мэри Пикфорд
обсуждали всей планетой. Сначала неудачный брак с быстро погасшей
«звездой» – актером Оуэном Муром (он, бедняга, спился), потом «звездный
союз» с кумиром миллионов зрительниц – блистательным Дугласом Фэрбенксом
(этот кумир оказался еще и записным бабником, изменявшим Мэри направо и
налево). Перемывая Мэри косточки, ни один зритель и не думал, что
актриса всю жизнь мечтает о простом женском счастье. А может, именно
великое поклонение отгоняло от актрисы это самое счастье?
Может, и так. Ведь счастье пришло уже
после того, как Мэри перестала сниматься. В начале июня 1937 года
Пикфорд открыла дверь и ахнула. На пороге стоял ее давний поклонник
актер и музыкант Бадди Роджерс. Но в каком виде! Лицо в пластыре, руки
перебинтованы и потому цветы в… зубах. Оказалось, на концерте загорелась
гримерка старой актрисы. Бадди ринулся в огонь. И вот результат –
актриса жива, но Бадди… «Я вдруг понял, что могу погибнуть, так и не
сказав главное: я люблю вас, Мэри!» – и Роджерс неуклюже рухнул на
колени. Ну что делать с таким поклонником?! Через три недели Мэри вышла
за него замуж. И прожила с ним больше 40 лет в счастье и согласии!
Покладистый Барри во всем потакал жене.
Смирился с ее взрывным характером и консерватизмом в искусстве. Ведь,
несмотря на успех в звуковом кино, Пикфорд не восприняла появление звука
на пленке. «Это все равно что накрасить губы Венере Милосской. Можно,
но противно!» – заявила актриса и гордо ушла навсегда со съемочной
площадки.
Пикфорд занялась кинобизнесом – первая
среди женщин кино. Еще в 1919 году, вместе со вторым мужем Фэрбенксом и
хорошим другом Чарли Чаплином, она организовала фирму проката кинокартин
«Юнайтед артистс». «Зачем отдавать свои деньги прокатчикам, которые
наживаются на труде актеров? – заявила Мэри. – Мы сами покажем миру свое
кино!» И не ошиблась. «Юнайтед артистс» принес ей миллионов куда
больше, чем все съемки, вместе взятые. Недаром завистливые коллеги
прозвали Мэри «деловой штучкой».
Но Мэри ратовала не только о деньгах, но и
о талантах. Скольких режиссеров, ставших потом известными всему миру,
она открыла! Да она чуть не силой заставила своих партнеров по фирме
взять в прокат мультфильмы молодого Уолта Диснея и оказалась права –
«Микки-Маус» и «Три поросенка» имели феерический успех. В 1933 году
Пикфорд настояла на том, чтобы в фильме «Император Джонс» (по пьесе
великого драматурга О’Нила) снялся чернокожий актер Поль Робсон, будущий
великий американский Отелло. Уже к концу 1930-х годов фирма «Юнайтед
артистс» стала заниматься не только созданием фильмов, но и
радиопередач, а после внедрения в жизнь телевидения – и телепередач
тоже. Это при активном влиянии Мэри Пикфорд в нашу жизнь вошли радио– и
телесериалы. Она стала не просто первой деловой женщиной в кинобизнесе,
но и миллионершей от кино. Это она-то – девчонка, которая когда-то
спала, прижимая рукой к груди тощий кошелек с горсткой монет!..
Правда, кинослава уходила. Уже с 1940-х
годов о Пикфорд как об актрисе мало кто помнил. Однажды в журнале «Лайф»
появилось фото ее и еще одной бывшей «звезды». Внизу красовалась
подпись: «Две величайшие актрисы прошлого». Мэри пришла в шок, но,
пересилив обиду, созвала репортеров и смачно пошутила: «Не каждому дано
умереть при жизни!»
Чувство юмора Пикфорд сохранила до
глубокой старости. В конце 1960-х досужие репортеры упрекнули ее в том,
что она уединилась от мира в своем поместье Пикфэр (Санта-Моника,
Калифорния), где только и валяется на своей шикарной кровати. Мэри не
растерялась: «Я проработала почти семьдесят лет. Теперь могу и
отдохнуть!» А в 1976 году на той же кровати королева кино получала
«Оскара» – за феноменальный вклад в киноискусство. Она надела розовый
халатик с оборками и вплела в волосы розу: «Надо напомнить молодежи, как
когда-то выглядела душка Мэри!» Однако зрители не поняли
торжественности момента. Когда церемонию показали по американскому ТВ,
канал забросали возмущенными письмами: «Кому нужна эта молодящаяся
старуха с розочкой?!» – «Что ж! – пожала плечами старушка. – Они
называли меня «возлюбленной Америки». Но любовь всегда угасает…»
29 мая 1979 года 87-летняя Мэри Пикфорд
заснула и впала в кому. Она даже не заметила, что ушла. А может, она
просто растворилась в призрачном мире кинопленки?.. Но в одном она
оказалась не права. Любовь не угасла: до сих пор зрители приходят в
кинотеатр, чтобы увидеть великую Мэри Пикфорд. Да и ее любимое детище –
студия «Юнайтед артистс» – до сих пор процветает, снимая фильмы, которые
тут же становятся легендарными. «Последнее танго в Париже», «Человек
дождя», Бондиана об агенте 007 или серия фильмов о розовой пантере – эти
ленты вполне достойны памяти звезды Великого немого. |