Во второй половине XIX века ее имя было
известно всей России. Ее яркие литературные сочинения прочитывались
взахлеб, ее новаторские педагогические воззрения становились
реформаторскими. Ее авторитет в научных и демократических кругах был
огромен. Она признавалась как выдающийся педагог и писательница. Но
сегодня имя Елизаветы Николаевны Водовозовой (1844–1923) незаслуженно
забыто… Начало
1860-х годов – революционное время в России. Отмена крепостного права
перевернула всю жизнь. Но была и другая важнейшая реформа – образования,
которая более всего коснулась Смольного института благородных девиц,
ибо обучение там находилось на самом низком уровне. Однако реформы, во
главе которых встал замечательный писатель и педагог Константин
Дмитриевич Ушинский, шли туго, и потому бурно обсуждались по всему
Петербургу. Вот и в тот майский день двое почтенных господ шумно
толковали что-то о Смольном институте, сидя на скамейке в Летнем саду.
Вот только разговор перешел на личные темы.
«Ты делаешь ошибку, дорогой Василий
Иванович! – пытался втолковать тот, что постарше. – Ты всю жизнь
посвятил наукам – истории и литературе. Ты печатаешься в «Отечественных
записках» и «Современнике». За научно-педагогическую деятельность
Министерство народного просвещения присуждает тебе золотые медали. Тебе
для жизни нужна супруга обстоятельная, а ты 18-летнюю институтку выбрал.
Да любой человек наслышан про этих кисейных барышень: ни ума, ни
образования!»
«Я
тоже так раньше думал, – улыбался Василий Иванович. – Когда два года
назад, в 1860-м, Ушинский пригласил меня преподавать русский язык, я
хотел отказаться. Ведь институткам все предметы только на французском
языке преподавали, так что русский они позабыли. Книг русских им не
давали. Ну я сказал на уроке: «Может, вы верите, что булки на хлебном
дереве растут?»
А тут одна бойкая темноволосая пигалица
мне вдруг и говорит: «И еще мы знаем, господин учитель, что яблоки
растут на березе с вишнями вперемешку!» И весь класс захохотал – вот как
она меня подколола!» – «А еще я слышал, что именно она твою фамилию –
Водовозов – раскритиковала как неблагозвучную!» – «Ничего! Скоро она и
сама из Лизочки Цевловской Елизаветой Водовозовой станет. И очень этому
рада!» Лиза
Цевловская окончила Смольный институт в июне 1862 года. В то время ей и
18 лет не исполнилось, поскольку родилась она 17 августа 1844 года. В
институте Лиза считалась отчаянной, то есть часто перечила начальству,
нарушала законы, хоть и неписаные, но жесткие. Но ведь как не нарушать!
Смолянки живут по каким-то выдуманным правилам, их учат языкам и
манерам, а о настоящем образовании и речи нет. Дело дошло до того, что
сама императрица Мария Александровна потребовала провести реформу
образования. Вот тогда в классах Смольного появились новые учителя –
Ушинский, Водовозов, Раевский, Модзалевский, лучшие педагоги и ученые
своего времени. Однако институтское начальство решительно не приняло их.
Классные дамы потребовали, чтобы девочки приняли участие в бойкоте –
выходили из класса, едва новый учитель входил. Бедные девочки не посмели
ослушаться начальства. Почти все, но не Лиза Цевловская. В отличие от
своих богатых подруг Лизе, родившейся в семье бедного смоленского
помещика, просто необходимо было хоть чему-то научиться. Тогда она
сможет работать хотя бы гувернанткой. И потому Лиза вместе с
немногочисленными подругами поддерживала новых педагогов как могла. Ну а
что может ученица? Только учиться лучше и лучше. Лиза и старалась.
Учитель Водовозов каждый день приносил ей книги – она глотала их за
ночь. А потом страстно обсуждала с Василием Ивановичем прочитанное,
глядела в его горящие от энтузиазма черные глаза, и вот… влюбилась.
Что ж, она всегда была отчаянной. Родные
отговаривали ее: «Твоему Водовозову уже 37 лет, он почти на 20 лет тебя
старше!» Лиза только гордо голову вскидывала с копной своих темных
кудрей.
Да и чем тут думать, коли у Лизы любовь?
Для нее Василий моложе всех! Вот в начале сентября повез ее за город.
Высадил в березовой роще: «Смотри!» Лиза к дереву подбежала и ахнула: с
березовых веток свешивались… пузатые краснощекие яблоки. Оказывается,
когда любишь, случается и невозможное – яблоки на березе растут. Правда,
если они привязаны крепкими нитками…
Свадьбу справили в том же 1862 году –
скромно, зато скоро уехали в Европу. Но не в свадебное путешествие, а по
делу. Еще в России Водовозовы прослышали про систему образования
знаменитого педагога Ф. Фребеля, который организовал по-новому детские
сады в Берлине и Женеве. Лиза отлично знала, как «учат» маленьких детей в
российских помещичьих семьях: либо запуганные гувернантки во всем
потакают барчукам, либо жестокие воспитатели лупят детей почем зря. И в
том и в другом случае – результата никакого, а дети необразованны. Но и
фребелевская система не удовлетворила Елизавету Николаевну. И она решила
составить свою собственную. Так, уже в 18 лет девушка начала писать
огромный и детальный труд – книгу для воспитателей «Умственное развитие
детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста». Основой
воспитания она сделала невиданное в то время – игры, развивающие
сознание и навыки. Никто до Водовозовой не предлагал такого. Все
обучение строилось на нудном заучивании. Даже дошколята учили азбуку по
церковнославянским названиям. Ну как ребенок мог понять, что «мир – аз»
следовало читать как простое «ма»?! А Водовозова предложила складывать
сами буквы: «м» и «а». Это был революционный подход. И если бы не эта
юная педагогиня, неизвестно, сколько бы еще дети твердили: «аз», «буки»,
«веди»?..
Книга для воспитателей вышла в 1871 году.
Через пару лет Елизавета Николаевна напечатала к ней приложение –
сборник подвижных игр, детских песенок и сказок. Сама она к тому времени
освоила все на практике, воспитывая сыновей Василия и Николая, но на
семейной жизни не зацикливалась. Каждую неделю Елизавета Николаевна
устраивала свои знаменитые «вторники». Когда-то в начале века были
популярны салоны в дворянских домах. Теперь же традиция возродилась в
домах интеллигенции. В гостеприимный дом на Васильевском острове
приходили лучшие люди того времени. Завсегдатаями слыли известный
писатель-публицист Слепцов, поэт-демократ Курочкин, актер Гайдебуров и
конечно же Ушинский.
Быт семейства был скромен. Педагогическая
деятельность не приносила Водовозову златых гор. Литературные же
гонорары Елизаветы Николаевны были более чем скромны, хотя ее статьи и
книги, особенно о тяжелом положении женщин и детей, имели огромный
общественный резонанс. Даже ее грандиозный труд – своеобразный учебник
«Жизнь европейских народов. Географические рассказы» (3 тома!) об
обычаях и законах, повседневной жизни и праздниках народов разных стран –
принес в дом только литературную премию. Однако Водовозовы не унывали.
Организовывали народные и воскресные школы, обучали грамоте
петербургских рабочих. Водовозова писала: «Стремление к образованию в
нашем народе необычайно сильно… И потому долг интеллигенции – положить
все силы, чтобы помочь народу в его стремлении. Ведь это стремление к
лучшей жизни».
Бурная деятельность подорвала здоровье
Василия Ивановича. В 1886 году Елизавета Николаевна его потеряла.
Неизвестно, как бы она выжила, овдовев, но рядом оказался давний друг
семьи – известный историк и педагог Василий Иванович Семевский. Ученик
Водовозова и тезка его по имени и отчеству – это ли не судьба? И потому,
когда Семевский сделал ей предложение, Елизавета Николаевна не
отказала. Правда, жизнь стала еще более трудной. Семевского с его
реформаторскими идеями уволили из Петербургского университета, и он был
вынужден защищать докторскую диссертацию в Москве. Зато его работа по
истории крестьянского вопроса в России получила Уваровскую премию
Академии наук – главную историческую награду страны. Талант Елизаветы
Николаевны (теперь уже Водовозовой-Семевской) тоже оказался
востребованным. В 1911 году она издала свою лучшую книгу – «На заре
жизни. Воспоминания». Словом, в XX век Елизавета Николаевна перешла с
надеждой. Жизнь менялась, и хотелось верить, что к лучшему. Она уже
начала писать новый роман «Грезы и действительность», где раздумывала о
том, что новые, образованные, люди создадут прекрасную жизнь, когда
грянул октябрь 1917 года.
И вот она одна… В январе 1918 года явился
рабочий с красным бантом и малолитературным языком объявил об уплотнении
и конфискации ценностей. Какие ценности? Шуба есть да от мужа табакерка
осталась. Слава богу, муж до этих «экспроприаций» не дожил…
Теперь Елизавета Николаевна ютится в
крошечной каморке под лестницей того самого дома, где некогда проходили
ее знаменитые «вторники». Но кто сейчас о них помнит?.. Все забылось,
даже имя города. Теперь он – Петроград. Есть нечего, топить нечем.
Елизавета Николаевна голодает, болеет. Все чаще в ее каморку врываются
напившиеся в стельку «представители пролетариата», въехавшие в
уплотненные «буржуйские хоромы», и кроют матом «засидевшуюся на этом
свете ненужную старуху». Конечно, ей уже восьмой десяток. Но неужели она
прожила ненужную жизнь?! Она же учила, воспитывала, всегда помнила о
долге интеллигенции перед народом. Или никакое воспитание не поможет,
коли хам остается хамом? И никто не поблагодарит, и мечты не исполнятся,
потому что яблоки на российских березах не растут…
23 марта 1923 года Елизаветы Николаевны не стало. Ей шел 79-й год. |