Не будь ее, мы не узнали бы сами себя.
Представьте себе мир, где женщины не носят свитеров, приталенных
костюмов, коротких платьев. Мир, в котором короткая стрижка считается
для женщины неприемлемой, а брюки и рубашки вообще подвергаются
остракизму. XX век давно признан веком Шанель. Она не просто стала
великим французским модельером, но и создала силуэт современной женщины,
который актуален до сих пор. Собственно, все открытия женской моды
зиждятся на открытиях блистательной Коко.
Она была дерзкой и эпатажной, но в чем-то
чрезвычайно скромной и закрытой. И может, потому напридумывала о себе
много небылиц, которые заслонили действительность. Известно, что
Габриэль Бонер Шанель (таково ее полное имя) родилась 19 августа 1883
года в семье третьеразрядных артистов. Девочку спихнули
бабушке-крестьянке. А та, едва сводя концы с концами, отвела внучку в
монастырский приют. Ох
эти жуткие стены монастыря, вечный голод и сквозняки, пробирающие до
костей! Сироты в серых платьях из мешковины, вечно голодные и больные,
никому не нужные, забитые и сломленные. Но не кроха Габи! С первых же
дней приютской жизни она мечтала вырваться. В 15 лет ей повезло. Девушка
окончила монастырские курсы кройки и шитья. Вот и все ее университеты.
Представляете, женщина, перевернувшая мир моды, не умела ни грамотно
писать, ни рисовать. Так как же она создавала эскизы одежды?! А она
просто долгое время смотрела на клиентку и материал. Потом был взмах
ножниц, несколько вытачек по фигуре – и уникальный наряд готов. Шанель
оказалась гениальной самоучкой, которую выучила сама жизнь.
В 15 лет Шанель устраивается продавщицей в
крохотный магазинчик одежды в городе Мулене. Но это не приносит денег. А
прозябать Шанель не намерена. По вечерам она начинает петь в кабаре,
особой популярностью пользуется песенка про собачку Коко. Вот так и
появляется ее новое имя. Однажды юную певицу видит богатый и влиятельный
военный из Парижа – Этьен Бальсан. И вот удача – очарованный офицер
забирает Коко в столицу и даже поселяет в своем пригородном замке.
Правда, о серьезных намерениях речи нет. В
замке Бальсана царит его официальная пассия – знаменитая парижская
кокотка Эмильен д’Алансон. Она элегантна, изысканна и роскошна – ей нет
нужды ревновать Бальсана к какой-то провинциальной простушке. Однако
Коко оказалась далеко не так проста. Словно губка, она впитывала все
новые впечатления, внимательно всматривалась в одежду, косметику и
манеры мадемуазель д’Алансон. Все шло в «копилку» умной девушки.
Через некоторое время хваткая Коко сошлась
с приятелем Бальсана – английским промышленником Артуром Кейпелом. А
что было делать бедной девушке, если о ней не заботится никто? Средства,
полученные от любовников, Коко не истратила, а открыла на них шляпную
мастерскую, а потом и магазинчик модной дамской одежды. Вот когда не
прошли даром знакомства, приобретенные в замке Бальсана: актрисы,
поэтессы, представительницы богемы и золотой молодежи потянулись
посмотреть на платья новоявленной модельерши. Одежда настолько
понравилась дамам, что к 1912 году Шанель открыла свой первый Дом моды
на улице Камбон, прямо напротив престижнейшего отеля «Риц», где, между
прочим, он находится и сейчас. Правда, Первая мировая война, начавшаяся в
1914 году, приостановила взлет моды от Шанель, но в 1919 году уже сам
адрес «рю Камбон, 25» ассоциировался с центром мировой моды.
Практически весь XX век модный дом Шанель
держал первенство. Ведь одежда, которую предлагала миру Коко, оказалась
одеждой для новой женщины XX века. Коко создала не новую моду, но новый
взгляд на мир. Модельеры-мужчины до Шанель одевали женщину как слабое,
беззащитное создание, во всем послушное мужской воле. А какой еще можно
быть в громоздких длинных платьях, не позволяющих активно двигаться? Да и
зачем двигаться – у женщины же есть кормилец-мужчина.
Однако мировая война переделала мир.
Мужчины полегли в сражениях, и женщинам пришлось самим зарабатывать на
жизнь. Вот тут-то Шанель и предложила иной наряд, ставший своеобразным
общественным заказом, – наряд для работающей женщины, независимой,
свободной от мужской опеки. Ее идеи были воистину революционными. Коко
предложила дамам скинуть удушающие корсеты, мешающие длинные юбки и
экстравагантные шляпы, в которых не доберешься до работы. Юбки до колен –
прямые и в складку, приталенные жилеты и блузки произвели революцию. Ну
а ее знаменитое «маленькое черное платье», которое в зависимости от
надетых на него аксессуаров можно носить и как служебный, и как вечерний
наряд, вообще стало бессмертным.
Столь же новаторской и востребованной
оказалась идея трансформирования английской мужской моды (недаром она
общалась с Артуром Кейпелом и другими англичанами!) в женскую. Шанель
позаимствовала у мужчин свитера и блейзеры, галстуки и запонки на
блузки, пиджаки и пальто, которые приталила по женской фигуре. И главный
шик – брюки, то утянутые дудочкой, а то – клеш. У гениальной Коко все
это мужское заимствование превращалось в ультраженское, сверхмодное и
современное. «Я просто угадала запрос времени», – скромно скажет потом
Шанель.
Шанель дружила почти со всеми великими
деятелями искусства. Но выделяла отчего-то русских творцов. Сначала это
были поразившие ее танцовщики, художники и композиторы Русских сезонов в
Париже, особенно антрепренер Дягилев и композитор Стравинский. Потом –
российские эмигранты, заполонившие город после революции. Среди них
оказался даже великий князь Дмитрий Павлович Романов, с которым у Шанель
были нежные интимные отношения. Понимая, сколь нелегко эмигрантам, Коко
часто обшивала русских красавиц безвозмездно. Ну а тех, кто хотел бы
работать у нее манекенщицами или швеями, брала без разговоров на работу,
часто приплачивая премиальные.
Да что говорить о русских служащих, если
именно парфюмеры-эмигранты из России создали для Королевы моды духи
«Шанель № 5»! Правда, авторство до сих пор оспаривается: одни говорят,
что духи создал некий парфюмер Виригин, другие – Эрнест Бо. Но и тот и
другой работали до революции в Москве на фабрике парфюмера Генриха
Афанасьевича Брокара, которого знал весь мир. Коко выставила «москвичам»
жесткие условия: «Я хочу, чтобы духи пахли не розой или жасмином, а
целым садом! Запах должен стать символом женской тайны, которая
приоткрывается постепенно».
По легенде, парфюмеры изготовили несколько
ароматов. Шанель больше всего понравился запах из пробирки под номером
5. Так и появилось брендовое название. И право слово, Генрих Брокар мог
бы гордиться учениками!
Другое судьбоносное открытие Шанель
сделала перед концертом всемирно известного русского баса Шаляпина. Коко
спешно сушила волосы над горелкой и опалила их. Недолго думая,
решительная мадемуазель схватила ножницы и резанула по волосам, словно
по ткани. Так на ее голове появилась короткая стрижка. Ну а после
спектакля весь Париж воспринял это за новый крик моды. И на другой день
парижанки подстриглись «под Шанель».
Было и еще одно славное дело, начавшееся
«с подачи» русского – антрепренера Дягилева. Однажды Шанель узнала, что
он прогорел в Лондоне, показывая балет «Спящая красавица». «Приходите ко
мне!» – прошептала она Дягилеву тайком. А когда ошарашенный антрепренер
явился, Шанель вручила ему огромную сумму денег. С тех пор она и
занялась благотворительностью. Но помогала с условием – все должно
оставаться в тайне.
Только вот личная жизнь у Шанель не
заладилась. В начале жизни Коко остро ощущала, что она не ровня
аристократическому миру, ну а когда ее звезда взошла в зенит, строптивая
Коко уже сама считала многих аристократов недостойными себя. Даже сам
знаменитый английский герцог Вестминстерский получил от Коко отказ.
«Герцогинь Вестминстерских может быть много, а Коко Шанель – только
одна!» – отрезала царица моды.
Что ж, богатая и знаменитая к тому времени
Шанель всегда слыла парадоксальной и непредсказуемой. В конце 30-х
годов она неожиданно закрыла свой Дом моды и уехала в Швейцарию. Сначала
стали поговаривать, что она устала от борьбы за первенство, потом – что
у нее роман с высокопоставленным наци – Вальтером Шелленбергом. Так это
или нет – достоверно неизвестно. Но после освобождения Франции Шанель
попытались обвинить в сотрудничестве с фашистами. Однако Коко быстро
доказала несостоятельность обвинения. «Мужчины приходили ко мне как к
женщине или как к модельеру! – объявила она. – Но как к политику ко мне
не приходил никто!»
Между тем Париж быстро забывал довоенные
увлечения. На смену Шанель пришли молодые модельеры. Но блистательную
Коко рано было списывать со счетов. В 1957 году она поразила Париж новой
коллекцией. А ведь ей было уже 74 года. Да кто бы еще ринулся в бой и
выиграл в таком возрасте?!
И снова она работала без отдыха. Свою
последнюю коллекцию, принятую на ура, показала в 87 (!) лет – в первый
день 1971 года. 10 января того же года ее и не стало, зато умерла на
рабочем месте.
Между прочим, доходы империи моды Шанель
составляли 160 миллионов в год. В ее нарядах ходили все модницы мира –
от королев до простых домохозяек. А в собственном гардеробе Коко
душеприказчики нашли всего три платья. Недаром же сама Коко призналась
однажды: «Главное – быть независимой. И я была. Вот только не знаю, была
ли я счастлива…» |