Россия знает Екатерину I и Екатерину II,
но на троне могла бы появиться и Екатерина III – дочь императора Павла
I. И то, что она не стала добиваться власти, заслуживает особого
внимания. Иначе история могла бы повернуться по-иному…
Ее назвали Екатериной в честь великой
прабабки – Марты Скавронской, которая стала женой Петра I и затем взошла
на престол под именем Екатерины I. От прабабки ей достались красота, ум
и авантюрный характер. Она блистала на балах Европы и поддерживала
легенду о том, что она взбалмошна и легкомысленна, что в любую минуту
может сорваться с места и покатить куда-то. Свет недоумевал: чего ради?
В начале XIX века именно он стал «искусством страсти и
романтики», а балерины прочно завладели сердцами зрителей. И весь мир
восторгался, когда знаменитая итальянская балерина Мария Тальони встала
на пуанты и начала исполнять свои знаменитые «воздушные прыжки» – это
было настоящим открытием в искусстве танца.
Английская писательница Джейн Остин
(1775–1817) – постоянный автор современных экранизаций и сериалов.
Да-да, дама, жившая 200 лет назад, – ныне самый востребованный автор.
Пятьдесят экранизаций за вторую половину XX века.
Если вы думаете, что творчество Джейн
Остин открыло английским женщинам путь в литературу, то это не так.
Десятилетия шли, но дама-литераторша оставалась для окружающих существом
отверженным. Прошло еще 30 лет, прежде чем в английской литературе
появились три имени, продолжившие дело Джейн Остин – развитие женского
романа.
Зимой в Петербурге ночи долгие. То метель
метет, то ветер воет. Улицы пусты. И только огромный дом на Большой
Миллионной каждую ночь вспыхивает сотнями свечей. Странное жилище! Весь
день тут тишина, сумрачные окна тяжелыми портьерами завешены. Но ровно в
полночь дом оживает. Съезжаются гости. В два часа ночи княгиня Авдотья
Голицына дает парадный обед…
Ее звали русской богиней танца. Ее
пленительное имя осталось во всех мемуарах. В нее были влюблены лучшие
мужчины России. Ее образ запечатлен Пушкиным в «Евгении Онегине».
Во второй четверти XIX века об этой
представительнице Малого театра рассказывали легенды. Надежда Васильевна
Репина была совершенно универсальной актрисой: с одинаковым
триумфом играла в трагедиях и комедиях, пела в опере (сопрано) и
выступала в водевилях. Публика ее обожала.
Имя Марии Волконской мы знаем с
детства. Аристократка до мозга костей, кисейная барышня, с детства
окруженная толпой служанок, поехала в Сибирь вслед за мужем-декабристом.
Нам говорили, что по любви. Нам рассказывали – во имя идей. Но все
оказалось легендами. А правда – еще более трагической.
Не нужно думать, что декабристы в свое
время снискали любовь народа, как не стоит представлять себе, что все их
жены кинулись за мужьями в Сибирь. Потому и столь почитаются
женщины-декабристки, что их было крайне мало. Большая же часть
родственников отшатнулась от «бунтовщиков».
В России всегда говорили: «У порядочной
девушки два пути – либо замуж, либо на сцену». Но и на сцене любая
актриса имела своего покровителя. Любая – но не Варвара Асенкова. Придя в Александринский театр и проиграв там всего-то 6
лет, эта юная чудачка полагала, что главное – талант. И труд. И конечно,
любовь зрителей.
Вряд ли она – провинциалка Эвелина Ганская – запомнилась бы потомкам. Но ее судьба пересеклась с
великим французским писателем Оноре де Бальзаком. Правда, поначалу это
пересечение мало что обещало.
Не будь этой женщины, Санкт-Петербург
потерял бы весомую часть своего блеска и романтизма. Ведь именно потому,
что она стала «жизненным тылом» великого скульптора Петра Клодта, он
смог не просто стать скульптором, но и создать своих знаменитых коней,
которые долгие годы красуются на Аничковом мосту.
Она не была Демидовой по рождению. В семью
миллионеров-промышленников вошла случайно – царь Николай I сосватал. Но
после смерти своего мужа Павла Демидова обнаружилось, что именно она –
наследница всего дела Демидовых. Ей, Авроре Демидовой, его и
продолжать.
«Грозу» изучают в школе. Но преподаватели
редко рассказывают, что на написание пьесы А.Н. Островского вдохновила
реальная жизнь великой русской трагической актрисы Любови Павловны
Никулиной-Косицкой.
Они встретились на чужой свадьбе – молодой
парижский литератор Жюль Верн и никому не известная вдова из Амьена. Но
если бы не эта встреча, никто не знает, как пошло бы развитие – ни
много ни мало – человеческой цивилизации…
Она взошла на трон, как все уверяли,
совершенно случайно. Просто у короля Вильгельма IV не оказалось никаких
наследников. Его род (Ганноверская династия) закатывался, и это было
очевидно: отец Вильгельма – Георг III сошел с ума, а его сын – Георг IV,
более известный как Принни, погряз в развлечениях, удовольствиях,
обжорстве и волокитстве.
Ее слава была невероятной. Внешность
обольстительной. Возможности безграничны. При ее появлении монархи мира
поспешно поднимались, самые богатейшие люди вскакивали, готовые нестись
куда угодно по одному взмаху ее прелестных угольных ресниц.