Его будут называть «анфан террибль
Высокой моды», о нём будут говорить едва ли не больше, чем о любом
другом кутюрье, кто-то будет восхищаться его творениями, другие будут
отворачиваться, но равнодушным не останется почти никто. Всю жизнь он
пытается объединить в моде всё то, что встречается ему на пути (а
встречается ему немало), невзирая на любые правила, любые традиции.
Правда, сам он утверждает, что просто обыгрывает их по-новому, так, как
диктует сегодняшний день, омолаживает их… Хулиган? Гений? Как бы там ни
было, Жан-Поль Готье — модельер, которого невозможно забыть.
Он родился в пригороде Парижа, в
Аркёе, в 1952 году. Как и все, учился в школе, читал, гулял, смотрел
телевизор — последнее он особенно любил и честно потом признавался, что
мог смотреть его целыми днями, когда приходил к своей бабушке, Мари
Гарриб. Жан-Поль впитывал впечатления, как губка, и позднее, став
заниматься дизайном одежды, именно в окружающем мире он будет черпать
вдохновение, и в ход пойдёт абсолютно всё — прочитанное, увиденное,
прочувствованное. И коктейль окажется взрывоопасным.
Подростком он решил изучать
парикмахерское мастерство. Он и не думал становиться модельером —
наряды, которые он делал для своего любимого медвежонка, не в счёт.
Однако лет в четырнадцать он начал рисовать, воплощая на бумаге разные
идеи костюмов, которые приходили ему в голову, а когда ему исполнилось
семнадцать, начал предлагать свои работы известным домам моды — в
смелости ему никогда отказать было нельзя. И в 1970 году он получил
прекрасный подарок на своё восемнадцатилетие — известный кутюрье Пьер
Карден, на которого работы молодого человека произвели очень хорошее
впечатление, взял его к себе ассистентом.
Но там Жан-Поль не задержался. Уже
через год он перешёл в дом моды «Жан Пату», тоже знаменитое место, в
1973 году стал работать у Жака Эстреля, весьма эксцентричного модельера,
где разрабатывал мужскую одежду, словом, искал себя. Эти поиски в 1974
году привели его обратно к Кардену, правда, на этот раз он представлял
дом Кардена на Филиппинах, где работал стилистом и заведовал отделом,
занимавшимся готовой одеждой для американского рынка. Жан-Поль Готье
Проработав там год, Жан-Поль решил
работать сам на себя, в чём ему помогли друзья — Франсис Менюж и Дональд
Потар, и в октябре 1976 года он представил свою первую коллекцию. Денег
у них было не так уж много, но на создание этой коллекции много и не
понадобилось — платья из столовых салфеток и украшения из чайных ситечек
и батареек. Это было, мягко говоря, смело… но никого не заинтересовало.
После показа первых двух коллекций у друзей образовался немаленький
долг. Одна из фирм обещала поддержать его, чтобы он смог
продемонстрировать третью коллекцию, а взамен Жан-Поль должен был
создать коллекцию для неё. И вот за десять дней до показа обе стороны
взяли свои обязательства назад… Но, конечно, такие мелочи не могли
остановить Готье.
В 1977 году он основал модный дом под
собственным именем. Показы, привлекая к ним внимание, он стал проводить в
необычных местах — то это был музей старинных каруселей, то боксёрский
ринг, то даже бывшая тюрьма, мрачное место в истории Франции —
Консьержери. В качестве моделей он стал использовать не тоненьких
высоких манекенщиц, а обычных женщин — и небольшого роста, и полноватых,
и в возрасте, словом, самых разных. Позднее он будет говорить: «Мне
нравятся разные типы людей, различные типы красоты, различные образы
жизни». Возраст, цвет кожи, телосложение — всё это одновременно не имеет
значения, и в то же время имеет, потому что красота бывает разной.
И понемногу то, как модельер брал
самые обычные вещи и находил им новое, порой совершенно неожиданное
применение, то, как он не боялся экспериментировать, то, как он
раздвигал границы подхода к моде и самой моды, начало находить
признание. О нём заговорили в прессе. С 1978 года он начал сотрудничать с
японской фирмой «Кашияма», которая стала спонсором его тематической
коллекции, посвящённой фильмам о знаменитом агенте Джеймсе Бонде. Эта
коллекция произвела в мире моды эффект разорвавшейся бомбы. Ещё бы — в
ней Готье использовал, помимо прочего, мусорные вёдра и консервные
банки. Хулиганство? По словам самого модельера, попытка привлечь
внимание к теме переработки отходов.
Начались 1980-е, тогда же зародился и
яркий, узнаваемый стиль Готье, и какое бы название ни носила его
очередная коллекция, от «Хайтека» до «Консьержки», от «Дадаизма» до
«Кукол», что бы ни демонстрировал он публике — от юбок на мужчинах до
корсетов с остроконечной грудью, от кринолинов до элементов иконографии
католицизма, от костюмов, напоминающих обнажённую, без кожи, мускулатуру
человека, до костюмов с национальными мотивами — спутать их с
произведениями других модельеров было невозможно. И по-прежнему
невозможно.
Границы между полами? Границы между
странами? Границы между «можно» и «нельзя»? Жан-Поль Готье уверенно
раздвигал все, и мода, по его словам, это прежде всего — «философия и
политика, концентрирующаяся на спорных проблемах человечества».
Он мог взять привычную деталь одежды,
сотворить с ней нечто невообразимое и… при этом она по-прежнему была
узнаваема. Перемены неизбежны, полагает он, и это касается всего, в том
числе и одежды. «Я хочу быть открытым для перемен».
С 1981 года его магазины открываются
буквально по всему миру. В 1987 году он получил самую высокую награду в
мире французской моды. С 1988-го выходит линия украшений, с 1993-го —
парфюмерия, в 1997 году он выпускает первую коллекцию «от кутюр». Его
костюмы носили одни из самых известных и экстравагантных звёзд
популярной культуры — Мадонна и Мэрилин Мэнсон (а знаменитый сценический
костюм Мадонны с остроконечным бюстгальтером, который он создал для её
турне в 1990 году, станет одной из самых знаменитых его вещей). Костюмы в
фильмах «Пятый элемент» Люка Бессона, «Повар, вор, его жена и её
любовник» Питера Гринуэя, «Город потерянных детей» Жан-Пьера Жене и
«Кика» Педро Альмодовара — это тоже Жан-Поль Готье.
В 1990 году не стало друга и партнёра
кутюрье, Фрэнсиса Менюжа, который был директором их компании и самым
близким человеком Готье. После смерти Менюжа от СПИДа он признавался: «Я
хотел всё бросить, потому что не представлял, зачем всё это теперь
нужно. Кончить жизнь самоубийством или нет, мне было всё равно. Но он
подал мне знак: "Не надо, продолжай жить”. И что я умею делать, кроме
одежды? Абсолютно ничего. И я вернулся к работе». Но с тех пор часть
своих доходов Готье обязательно переводит в фонд борьбы со страшной
болезнью.
В 2003 году в лондонском музее
Виктории и Альберта с большим успехом прошла выставка творений Готье. В
том же году он стал креативным директором знаменитого парижского дома
«Эрмес», который приобрёл часть акций его компании. Свой уход в 2010
году после семи лет очень плодотворного сотрудничества Готье объяснял
тем, что хотел сосредоточиться на собственных коллекциях, ведь ему
приходилось каждый сезон делать по три коллекции, и для себя, и для дома
«Эрмес».
А с 2010 года он стал президентом
собственного дома моды и своей компании, став во главе огромной империи.
Что ж, Жан-Полю Готье море по колено, и бурное море моды — не
исключение!
|