Соня Рикель — воплощение парижской
живости, Соня Рикель — «королева трикотажа», Соня Рикель — «Рыжая Соня».
Женщина, которая могла бы и не стать модельером, но тогда наша одежда
была бы чуточку скучнее и… неудобнее. Как писала одна журналистка,
«платье от Сони Рикель не удивляет меня; оно подходит мне, соглашается
со мной, а я — с ним, и мы похожи друг на друга». Царствовать в мире
моды достойны не только роскошные вечерние платья, но и удобные свитера,
уютные кардиганы, словом, повседневный, но от того особенно необходимый
трикотаж. Когда-то ему приходилось довольствоваться задворками, но Соня
Рикель сумела это изменить — так скажем ей спасибо! Соня Рикель
Родилась она в 1930 году в
Нейи-сюр-Сен, в западной части Парижа. Отец, часовщик, был родом из
Румынии, мать — из России, у обоих были еврейские корни. В семье было
пять дочерей, и Соня — старшая из них. Позднее она вспоминала: «Я
выросла в очень буржуазной семье. Мы всегда говорили о политике, или об
искусстве, или о живописи. Мой дядя был художником, он научил меня
видеть красоту».
В семнадцать лет Соня устроилась на
свою первую работу — оформителем витрин в одном из парижских магазинов,
торговавших всевозможным текстилем. А в 1951 году вышла замуж за Сэма
Рикеля, который три года спустя сменит своего отца и станет владельцем
магазина одежды «Лора». Означало ли это, что Соня, отныне мадам Рикель,
как-то приблизилась к миру моды? Вовсе нет. Она собиралась быть женой и
матерью. В 1956 году родилась дочь Натали, в 1961 году — сын Филипп, и…
И, как ни странно, именно материнство
толкнуло её на совершенно новую дорогу. Хорошо образованная молодая
женщина с тонким вкусом внезапно обнаружила, что не может красиво
одеваться во время беременности. Всё, что могла предложить тогда мода
будущим матерям, — одежда, которая делала фигуру грузной или
бесформенной.
Так что, зайдя однажды в магазин мужа и
обнаружив, что свитера, которые там продавались, ей не подходят, она
договорилась, что на фабрике для неё сделают новый.
Поставщикам-венецианцам пришлось с мадам Рикель нелегко — она одобрила
только седьмой по счёту вариант. Но зато он был именно таким, какой она
хотела. А в 1962 году, после рождения сына, она придумала новый свитер —
короткий, удобный, мягкий, серый и, в общем, очень простой. Да ещё со
швами наружу. «Свитер бедного мальчика», как его назовут. Но, как
оказалось, парижанкам именно его и не хватало! Модель выставили в
магазине мужа Сони, и она начала пользоваться огромной популярностью. А
вскоре, после того как в магазине побывал редактор «Элль», свитер попал
на обложку этого известного журнала.
Так Соня Рикель, «ничего не знавшая о
трикотаже», никогда не думавшая о том, чтобы стать модельером, внезапно
стала им, да ещё известным. «Мода для меня была чистой страницей, и
поскольку я о ней ничего не знала, то делала то, что хотела». Но
казалось, что желания Сони совпадали с тогдашними настроениями, и
публика с радостью принимала то, что Соня могла ей предложить. Это был
1962 год. Женственные силуэты 1950-х, с тонкими талиями и пышными юбками
уходили в прошлое. От моды ждали простых линий, удобства, лаконичности,
свободы в движениях. И трикотаж для этого подходил идеально. Кто знает,
быть может, если бы Соня пыталась угадать настроения, тенденции, начала
идти на какие-то компромиссы для того, чтобы достичь успеха, у неё
ничего бы и не вышло. Но она с радостью начала творить, освобождая
женское тело и наряжая его в красивые, а главное, удобные вещи, а
женщины — с той же радостью это носить.
В 1964 году «Лора» переехала в Галери
Лафайет, в 1965 году Соня зарегистрировала компанию под собственным
именем, а в 1967 году появилась на страницах журнала «Вог». Для мира
моды она стала «великолепной рыжеволосой Соней Рикель, королевой бутика
«Лора». Это был настоящий успех, настоящая известность! Вот только с
мужем в 1968 году Соня развелась — скандалы в семье стали слишком
частыми. В таких случаях обычно говорят, что один из супругов не перенёс
громкого успеха другого. Но так ли это важно?
Важно то, что в мае этого же года Соня
открыла собственный бутик на рю де Гренель. Правда, на следующий же
день его пришлось закрыть — в Париже начались студенческие волнения. И,
заметим, в отличие от многих других роскошных магазинов, не пострадал.
Случайность — или симпатия со стороны молодёжи?
Уже в декабре «Вог» писал о ней: «Соня
— один из величайших, и в значительной мере не воспетых, дизайнеров
мира бутиков. Она предлагает одни из самых лучших на сегодняшний день
силуэтов, узкие и гибкие». В следующем году Соня открыла ещё один
магазин, в Галери Лафайет, и закинула свои трикотажные сети за океан —
её моделями заинтересовались в США. Америка покорилась быстро: «Она
повелительница джерси и трикотажа в наши дни, дни, когда молодые женщины
с красивыми фигурами решили, что не будут носить ничего, кроме джерси и
трикотажа. ‹…› Её свитера с маленькими пуговками делают то, что не
делают другие свитера… Гениальность её моделей заключается в том, что
любой, кто их надевает, кажется стройным».
Она создавала свитера длинные и
короткие, свитера вышитые и с поясами, вязаные платья… Они ощущались на
теле, как вторая кожа. А сама идея «второй кожи» приводит к тому, что в
1974 году Соня придумала костюм, как бы вывернутый наизнанку: «Я хотела
показать ту сторону, что прилегает к коже, — она более красива, а швы,
повторяющие форму тела, — это как своды храма».
Она постоянно была готова
экспериментировать. Надписи на свитерах, асимметричный крой и неровные
подолы, возвращение в моду чёрного цвета, популяризация узкой полоски,
вечерние наряды из трикотажа — казалось, что фантазия у Сони Рикель
неиссякаема.
«Женщины работают, у них есть дети,
есть мужья. Им надо как-то организовывать свою жизнь». А ко всему этому
нужны хорошо подобранные аксессуары, ведь даже если у вас всего
несколько вещей, но есть пояса, шарфы, платки и перчатки, можно с их
помощью каждый день создавать новый образ. Так что постепенно под маркой
«Соня Рикель» начали выходить и аксессуары, а позднее и бельё. И,
конечно, парфюмерия — ведь завершающий штрих в женском наряде — это
именно аромат. Ну а оттуда уже и рукой подать до косметики, обуви,
мужской одежды, одежды для детей и многого другого…
Империя Сони Рикель продолжает расти.
В 1973 году она стала вице-президентом
парижского Синдиката Высокой моды. На этом посту в 2008-м её сменит
дочь Натали, которая долгие годы работала рядом с матерью, ещё в 1975
году начав работать у неё моделью. Магазины Рикель открываются по всему
миру. Она создаёт новые коллекции, оформляет несколько парижских отелей,
рисует сама — и позирует для портретов, создаёт костюмы для мюзикла,
пишет книги — и для взрослых, и для детей, организует выставки…
Её энергия безгранична. Только в 2007
году на посту президента компании её сменила дочь, и появился креативный
директор, представивший свою первую коллекцию для дома Рикель в 2008
году, и тогда же дом отпраздновал своё сорокалетие. Солидный возраст, но
Соня, один из талантливейших дизайнеров и прошлого, и нынешнего века,
«королева трикотажа», элегантнейшая женщина, в чью честь назвали сорт
роз, по-прежнему энергична. Ведь источник её вдохновения неисчерпаем:
«Вдохновение мне придают женщины. Женщины, которых я вижу, рядом с
которыми живу, моя сестра, моя дочь, моя мать, мои подруги. Настоящее
вдохновение всегда идет изнутри, из души тех, кто тебя окружает, и тот,
кто думает иначе, ошибается». |