Получив образование в области
архитектуры и посвятив себя моде, он полагал, что портновское мастерство
— это «архитектура движения». Возможно, мир лишился прекрасных зданий,
которые он мог бы спроектировать, зато обрёл прекрасные платья, которые
он не просто шил, а конструировал, соединяя обе близкие его сердцу
области. Пьер Александр Клод Бальма родился в
1914 году на юго-востоке Франции, в Савойе, в городе Сен-Жан-де-Морьен.
Его отец, скончавшийся, когда Пьеру было всего семь лет, занимался
оптовой торговлей тканями, мать и тётки были совладелицами модного
магазина. Так что неудивительно, что интерес к моде у него зародился
очень рано. В 1933 году, когда ему было девятнадцать, Пьер отправился в
Париж, чтобы изучать архитектуру в Школе изящных искусств, однако
проучился там всего год. Большую часть времени он тратил, рисуя эскизы
платьев… Однажды он решился показать свои работы
известному кутюрье, Роберу Пиге, которому они очень понравились, и с
тех пор Пьер время от времени продавал дому Пиге свои эскизы. Обратился
он и в другой прославленный дом моды, Эдварда Молине, где тоже оценили
его талант и взяли ассистентом; там он и проработал ближайшие несколько
лет. В то время Молине находился на пике своей славы, и многое, в том
числе стремление к элегантной простоте, Бальма унаследовал именно от
этого своего наставника, которого глубоко уважал. В 1936 году молодого человека призвали
на военную службу, а по возвращении ему удалось получить место у Люсьена
Лелонга, отличного мастера и президента парижского Синдиката Высокой
моды. Годы, которые он провёл, работая у лучших парижских мастеров
1930-х годов, стали, наверное, лучшей школой, о которой мог бы тогда
мечтать начинающий мастер. С началом войны Бальма уехал в провинцию, где
помогал матери, а в 1941 году вернулся к Лелонгу и оставался у него до
1945 года. В это же время там работал ещё один
начинающий модельер, Кристиан Диор. У них нашлось много общего, во
многом их взгляды на моду совпадали. Когда предложенный Кристианом
Диором новый стиль, «нью лук», очарует послевоенную Европу и Америку,
Бальма будет справедливо полагать, что и он внёс в его появление свой
вклад. Его коллекция 1945 года уже носила многие из тех характерных
черт, что будут отличать диоровский «нью лук». Что ж, и сам Диор говорил
о том, что одному человеку не по силам изменить моду, так что
поклонники этого стиля могут — и должны — быть благодарными и Бальма!
Пьер Бальма Но мы немного забегаем вперёд. Ещё во
время работы в доме Лелонга у Диора и Бальма были идеи об открытии
совместного дома моды, но из этого в конце концов ничего не вышло,
слишком долго Диор не мог решиться, и в 1945 году Пьер Бальма открыл
своё дело самостоятельно. Осенью того же года он представил свою
первую коллекцию, которая была принята с одобрением. Теперь, после
окончания войны, женщинам вновь хотелось почувствовать себя женщинами, а
не солдатами военного и трудового фронта, а у Бальма можно было найти и
отличную повседневную одежду, скажем, удобные и элегантные брючные
костюмы, и изысканные вечерние платья, и роскошные бальные наряды.
Пресса была полна восторженных отзывов — красота и роскошь вновь
вернулись в моду! «Платье снова стало воплощением красоты, элегантности и
грации!» Наравне с Кристианом Диором и Жаком
Фатом Пьер Бальма воцарился в парижской моде 1940-1950-х годов. Он
полагал, что произведение Высокой моды по-настоящему оживает только
тогда, когда облекает человеческое тело. Именно этим он и занимался
долгие годы — создавал прекрасные оболочки для прекрасных женских тел.
Среди его самых известных клиенток были Кэтрин Хэпберн и Марлен Дитрих,
Вивьен Ли, Ава Гарднер, герцогиня Виндзорская и многие другие. Так, даже
сама королева Таиланда заказала ему роскошный гардероб для своего
официального визита в США. Однако он не относился к числу тех
дизайнеров, кто просто набрасывал красивый эскиз, а потом старался
воплотить его в жизнь, — Бальма полагал, что «самое важное в платье —
это его конструкция». Кроме того, он полагал, что настоящая элегантность
состоит в простоте. Даже самые его роскошные бальные и вечерние наряды,
украшенные сложнейшей вышивкой, никогда не были броскими (ему удалось
однажды серьёзно обидеть американцев, назвав моду Седьмой авеню
«вульгарной» — что ж, по сравнению с его сдержанными нарядами она
действительно порой казалась кричащей). «Придерживайтесь основных
принципов моды, — говорил он, — и вы всегда будете пребывать в согласии с
последними трендами, а не становиться их жертвой». Силуэты его моделей
всегда отличались изяществом, будь то строгие костюмы или бальные платья
с пышными юбками, и многие модные критики находили их слишком уж
сдержанными, виня Бальма в том, что он не рискует и не занимается
экспериментами. Однако кутюрье вовсе не собирался гнаться за новизной,
он хотел одевать женщин с тонким вкусом. Не обошлось и без нововведений — так,
именно ему приписывают популяризацию палантинов и меховых боа в качестве
не только вечернего аксессуара, но и дневного (частое использование
меховых аксессуаров и меховой отделки было одной из характерных черт его
работ). Одним из первых он стал также дополнять свои наряды пальто и
накидками из гармонирующей с ними по цвету и фактуре ткани, так что
получались идеальные комплекты. Вслед за Диором он начал выпускать
коктейльные платья — новый вид одежды, быстро набиравший популярность,
декольтированные и при этом укороченные наряды, которые были уместны
как, допустим, на вечеринке в саду, так и в театре. Обаятельный, общительный, отличный
собеседник, завсегдатай светских сборищ, Бальма долгие годы был душой
Парижа. Он много путешествовал с лекциями, посвящёнными французской
моде, которую полагал воплощением элегантности; после войны, времени,
когда миру было не до красот и слава Высокой французской моды в
значительной степени померкла, лекции Бальма способствовали возрождению
интереса к ней. Однако он понимал важность американского рынка для этой
моды, особенно если учесть, что там уже набирала силу своя мода,
отличная от французской, и в начале 1950-х открыл магазин в Нью-Йорке, а
в 1954 году — в Венесуэле, в Каракасе. Сотрудничал Бальма и с театром, и
с кино, создав костюмы для шестнадцати фильмов — в частности, для
знаменитого «И Бог создал женщину» с Бриджит Бардо в главной роли. Одной
из его постоянных клиенток была знаменитая певица Далида. Пик славы Бальма пришёлся на 1950-е, но
его дом моды продолжает существовать и сегодня, причём дела там идут
неплохо. Самого его не стало в 1982 году. Конечно, там всё уже совсем не
так, как было при нём, но и времена теперь настали другие… И тем не
менее влияние его личности оказалось таким сильным, что сегодня, когда
мода так изменилась, всё равно в моделях дома Бальма можно уловить
что-то от былых времён, с их простой элегантностью, которую он так
ценил.