Этот дизайнер вошёл в историю моды в
военном звании капитана — «капитаном Эдвардом Молине» его называли и
долгие годы после того, как он вышел в отставку и окунулся в мир, как
нельзя более далёкий от ужасов войны, мир, в котором создавались и
носились изысканные наряды.
Валентина Санина, Валентина Шлее и,
наконец, просто «Валентина» — имя, под которым она войдёт в историю моды
— женщина по-настоящему роковая. Она кружила головы не только множеству
восхищённых поклонников и её самой, и её творчества, но и множеству
тех, кто будет описывать её жизнь.
Он был прекрасным мастером, создававшим
прекрасные наряды, однако в историю моды он вошёл не благодаря им. Кто
знает, что было бы с парижской модой во время Второй мировой войны, если
бы не его усилия? Если бы не борьба за неё?…
Его жизнь в моде оказалась долгой и
плодотворной. Он сумел интерпретировать прошлое и предвидеть будущее,
черпая вдохновение в изысканной роскоши начала XX века и обращаясь к
минимализму, который войдёт в полную силу только в его конце.
С помощью этого французского модельера в
наших гардеробах появилось то, без чего сегодня мы не в силах
представить себе пляжный отдых, вещи, которые теперь стали привычными и
даже необходимыми, а когда-то были открытием.
Родившись в Швейцарии, он стал
модельером во Франции, причём «самым парижским из всех парижских».
Необыкновенно элегантный, он создавал столь же элегантные вещи, будь это
дамские наряды или духи. Сам Кристиан Диор говорил о нём: «Он открыл
для меня достоинства простоты, без которой невозможна истинная
элегантность».
Его девизом было «Молодость. Простота.
Индивидуальность», и можно сказать, что именно постоянное стремление
вперёд, умение окинуть своё окружение свежим взглядом и предложить
что-нибудь новое и необычное, умение предвидеть и предвосхитить,
готовность изменить всё, если ощущаешь в этом потребность.
Какая женщина не вздыхала, глядя на
прекрасных актрис золотой эпохи Голливуда, кажущихся ослепительными
красавицами? Их лица, фигуры, наряды — всё говорит о том, что их недаром
называют «звёздами».
Она могла бы стать скульптором. Она
хотела стать скульптором. Она стала скульптором. Вот только вместо
мрамора, бронзы или глины предпочла работать с материалом куда более
мягким и нежным, но от того не менее сложным — тканью… Шёлк и шерсть,
джерси и шифон — с их помощью она превращала женщин в богинь, не менее
прекрасных, чем древнегреческие статуи.
Её имя успешно забыли на родине старой и
гораздо лучше помнят на родине новой. Великолепный художник по
костюмам, работавший в балете и в кино, искусная вышивальщица, мастер,
ставший соавтором одного из видов современной балетной пачки, «Шекспир
костюма»…
Он стал не просто одним из самых
выдающихся кутюрье XX века, он стал легендой. Сам Кристиан Диор, не
менее легендарная личность, признавался в своей автобиографии, что «стал
Диором благодаря Баленсиаге», и писал: «Высокая мода подобна оркестру, и
наш дирижёр — Баленсиага.
У неё не было собственного дома моды,
она не создавала коллекций Высокой моды и прет-а-порте, и тем не менее
на протяжении нескольких десятилетий она была одним из самых влиятельных
американских дизайнеров, а её работы были известны по всему миру. Каким
образом?
Его жизнь не была богата увлекательными
событиями — это был скромный, застенчивый человек, который всё своё
время посвящал работе. Зато результаты этой работы были признаны самыми
известными его коллегами по цеху, и наряду с Чарльзом Джеймсом Норман
Норелл вошёл в число тех американских модельеров, которых приравнивали к
парижским кутюрье…
Чтобы описать его заслуги перед модой,
наверное, лучше всего будет обратиться к словам той, которая имела
возможность долгое время любоваться его работами вблизи — супруге кузена
Елизаветы II, принца Майкла Кентского: «Норман Хартнелл не просто
создавал моду.
Сегодня его имя мало кто помнит, но от
его работ всё так же перехватывает дыхание — если, конечно, вам
посчастливится их где-нибудь увидеть. Впрочем, в последние годы звёзды
порой появляются на красных дорожках, одетые в удивительные платья; эти
наряды с изысканными драпировками сочетают в себе изысканность середины
XX века и изысканность куда более древнюю, античную.
В 1990 году журнал «Лайф» включит её в
список «Ста самых влиятельных американцев XX века», её будут называть
одним из лучших дизайнеров, которых когда-либо знала Америка. А между
тем, если посмотреть на её работы, они не будут поражать ни
великолепием, ни особой изысканностью.
Он начал свой путь в моде, будучи уже
зрелым человеком, однако поразительный талант, мгновенный взлёт,
огромное влияние на моду как той эпохи, так и последовавших десятилетий,
превратили его в легенду, а дом моды, который он основал, и по сей день
остаётся одним из самых знаменитых в мире.
Если начать перечислять известных
дизайнеров, которых дала миру, к примеру, Франция, список получится
очень длинным. Если сократить его исключительно до тех, кто творил в
области Высокой моды, он всё равно останется немаленьким. А вот если мы
обратимся к Соединённым Штатам… Неважно, кто будет в этом, куда более
коротком списке, вторым или пятым.
«Практичный мечтатель» — так называла
она себя. Эта женщина не принадлежала к числу тех, кто творил Высокую
моду, всю жизнь она занималась прет-а-порте, но делала это с таким
успехом, что навсегда вписала себя в историю моды как один из самых
влиятельных дизайнеров США и заслужила ещё одно прозвище — «матери
американского прет-а-порте».
Её называли «самым маленьким из великих
кутюрье», а сама она говорила, что если бы была высокой и красивой, то
не основала бы дом моды. Красиво одеваться хотят многие, и рост тут не
должен быть помехой — именно так рассуждала Кармен де Томмазо, будущая
знаменитая мадам Карвен.