Маленькие дети, особенно девочки, любят,
когда им дарят новую одежду. Конечно, она довольно быстро становится
старой, и тогда ее либо передают младшим детям, либо выбрасывают. Мы
живем в такие времена, когда одежды производится гораздо больше, чем ее
нужно на самом деле. Некоторые большие фирмы, производящие одежду,
специально изготовляют ее так, чтобы она не могла долго служить, — тогда
покупатели будут чаще и больше покупать, а производители больше
зарабатывать. Но так было не всегда. В Средние века одежду шили такого
качества, что за одно поколение не могли ее износить и передавали в
наследство своим детям. Правда, надо сказать, что часто это была одежда
из кожи — как в Тироле: до сих пор можно встретить немецкого туриста в
очень старых и потертых серых или коричневых шортах с отворотами или в
бриджах, — брюках до колен, — почти наверняка эти вещи из грубой замши
они получили по наследству! А чего стоят свадебные платья и туфли,
которым по две сотни лет! Такие вещи, несмотря на их возраст, совсем как
новенькие — ведь их надевают раза четыре-пять в столетие, когда в семье
вырастает очередная невеста. В сущности, это настоящие музейные вещи.
Но одновременно с невестами, рискующими надевать на свадьбу прабабушкину
ветошь, есть и такие, которые тратят целые состояние на свадебные
наряды. Такие платья надевают всего однажды, и на этом кончается вся
история… Получается, что есть люди, которые обожают новую одежду, только
что из магазина, а есть такие, которые предпочитают носить старую,
уютную, принявшую форму тела. Есть люди, которые любят, чтобы одежды
было много, — полные шкафы всего на свете, а есть такие, которые терпеть
не могут лишнего барахла и ограничиваются самым необходимым. И это
далеко не всегда зависит от состояния кошелька. Скорее, от характера
человека и от требований, которые предъявляет общество. Попробовала бы
секретарша какого-нибудь важного лица придти на работу в старых джинсах!
Непременно в дорогом костюме, в модной обуви! И этой самой секретарше
так надоедает всю неделю ходить в новеньких отглаженных костюмах, что,
покинув свой офис, она надевает свои любимые старые джинсы… Стоп! Не
отсюда ли пошла мода на «ношеную», «стиранную» в специальных машинах,
продырявленную и нарочито плохо покрашенную одежду? Такие искусственно
состаренные вещи стоят дороже новеньких!
Вот вопрос: сколько нужно человеку вещей? Когда считать вещь достаточно старой, чтобы заменить ее новой?
В разные времена и в разных странах эти
вопросы решали по-разному. Вот решение, которое приняли англичане во
время Второй мировой войны.
План «Ютилити»
Первой в войну против гитлеровской
Германии вступила Великобритания — в сентябре 1939 года. Остров начал
испытывать большие трудности со снабжением продовольствием. Была введена
карточная система, по которой все товары продавались с большими
ограничениями. Некоторые товары вообще не отпускали гражданскому
населению, например, шелк — он был нужен армии. Ограничивали в
употреблении всех видов ткани, обуви — строжайшая экономия во всем.
В Англии 1 июня 1941 года был принят
план, получивший название Utility — полезный, практичный. Английская
королевская семья показывала пример всей стране — в годы войны английский король Георг V не обзавелся ни одним новым костюмом, а
его наследник, герцог Виндзорский, носил костюмы своего отца.
Королевский портной, совместно с другими знаменитыми художниками,
разрабатывал особенные «экономичные» модели. На платье полагалось не
более четырех метров ткани, пять пуговиц и никаких вышивок. Появилась
мода на обтяжные пуговицы, которые можно было сделать дома из любых
обрезков ткани и деревянной основы. Мужские брюки обузились и лишились
отворотов. Самые важные джентльмены отказались от жилетов. Дамские юбки кроились не длиннее 68 см и, к тому же, из шести клиньев, чтобы при раскрое не пропал ни один кусочек материи.
Для отделок, карманов и кокеток
использовалась старая одежда. Старые вязаные вещи распускали и вязали
новые, разноцветные. Каждый, кто надевал такой пуловер, демонстрировал
свою волю к победе. Вырез пуловера, который прежде делали круглым,
вывязывали теперь в виде буквы V, с которой начинается слово victory —
победа.
Вместо шляп многие женщины в Европе
начали носить тюрбаны, для того чтобы скрыть отсутствие причесок — мыло
было особенным дефицитом. Тюрбаны лишь отдаленно напоминали своих
восточных предков, ведь их сворачивали из старых шарфов или платков.
Детскую, мужскую и женскую одежду перекраивали из любых старых вещей.
Хотя, если покопаться, есть и более древний источник у этой моды: еще в
XVI веке на модный костюм оказала влияние одежда немецких ландскнехтов.
Это были военные наемники из бедных дворян, которые были готовы служить
за любую плату. Чаще всего они жили разбоем и грабежом. Свою истрепавшуюся одежду они чинили лоскутьями из драгоценных тканей или
разорванными на ленты знаменами, захваченными в бою. Этот причудливый
стиль, несколько окультуренный, пользовался популярностью во многих
странах Европы и сказался не только в мужской, но женской одежде.
Теперь вернемся к той красной нити, о
которой было уже упомянуто. Разглядели ли вы эту красную нить, эту
основную мысль, которую так искусно автор тянул через все повествование?
Она такова: люди во всем мире носят самую разную одежду. И
различия в одежде зависят от климата, от обычаев страны, от истории, от
религиозных верований народа. И эти особенности не должны вызывать ни
насмешек, ни раздражения: пусть каждый носит то, что ему нравится , и мы с вами тоже наденем на себя то, что нам нравится. |