Никто не знает, когда появилась мода.
Известно только, что в традиционных обществах все перемены происходят
очень медленно: проходят сотни лет, прежде чем изменится длина рукава
или рисунок орнамента на подоле рубахи. Уж тем более и речи быть не
могло о моде следующего сезона. Но все-таки в иной, более медлительной
форме, мода существовала и в древние времена. Как же она
распространялась? В наше время во всех странах входят в моду то очень
короткие, то очень длинные юбки, рюкзаки сменяют школьные ранцы и
портфели, бейсболки вместо панамок, туфли то на толстой
подошве-платформе, то на тонких каблуках-шпильках, и все это происходит в
течение одного-двух сезонов!
Четыреста лет назад в разных странах
появились первые куклы-пандоры. Это действительно были куклы в нарядных
платьях. Одну из них называли большой, другую малой, хотя обе куклы были
одинакового размера, около пятидесяти сантиметров. Только одна кукла
была в роскошном платье, а другая — в повседневном.
Пандора
Пандора — героиня греческих мифов. Ее
имя означает — всем одаренная. Но подарки, которые ей сделали греческие
боги, оказались очень плохими для земных людей. Богиня Афина подарила
Пандоре красивое серебряное платье и золотой венец, а Зевс дал ей ларец,
в котором содержались все людские несчастья — болезни, бедствия,
зависть, злоба, дурные привычки, жадность, леность и легкомыслие. Любопытная Пандора не удержалась и открыла ящик, выпустив все пороки, но захлопнула его тогда, когда на дне оставалась одна надежда.
Стоит ли удивляться, что Пандорой назвали куклу, соблазняющую публику роскошными нарядами.
Кукол-модниц первыми получали
знатные и богатые дамы. Но купцы были заинтересованы в увеличении продаж
и выставляли на площадях куклу побольше, для всех горожанок. Причина,
по которой пандоры были только женскими фигурами, заключалась в том, в
XVII–XVIII веках мужчины носили одежду из таких же тканей, что и
женщины. Так же пудрили волосы, носили кольца на всех пальцах, кружева,
муфты и туфли с каблуками. Конечно, мужчины всегда отличались от женщин.
Но знатные мужчины не хотели ни в чем не отставать от женщин. И те, и
другие хотели походить на фарфоровых дам и кавалеров, которых в начале
XVIII века начали делать в немецком городе Мейсене.
Врачи, профессора, судейские чиновники
носили более скромную и неяркую суконную одежду. Их жены и дочери тоже.
Ведь еще не были отменены законы, по которым простолюдинам запрещалось
носить шелка, широкие кружева и пышные юбки. Так было всегда — одежда
должна была строго соответствовать месту человека в обществе.
Со временем мода демократизировалась,
многие могли позволить себе дорогие покупки, и щегольство заключалось
уже в манере носить одежду.
Почти одновременно с пандорами появились
первые журналы мод. Художники рисовали нарядных людей в модных платьях.
Там же давались советы о том, что летом нужно носить легкие и светлые
ткани, а зимой более плотные и сдержанные по цвету. Это означает, что до
XVII века, прекрасно зная о смене времен года, знать в любое время года
носила одежду, которая символизировала их власть. Тяжелая парча — ткань
с золотыми и серебряными узорами на шелковом фоне, бархат, огромные
кружевные воротники, драгоценные пуговицы, массивные украшения из
жемчуга или алмазов, — в таких нарядах художники рисовали знатных особ.
Их можно увидеть в любом музее, где есть старинная живопись. Занятые
физическим трудом, люди соотносили свою одежду с погодой, но у бедных ее
было не слишком много. Современные модные журналы отличаются от
своих предшественников по внешнему виду, так же как и старинная одежда
от современной, но цели у них общие. Как только появилась фотография,
потом киносъемка, кинематограф, телевидение, возросли и возможности
рекламировать одежду. Кроме того, в последнее столетие люди стали
гораздо больше путешествовать. Бывая в разных странах, художники изучают
одежду разных народов и используют увиденное там, для того, чтобы
создавать новую модную одежду под влиянием китайских, русских,
африканских или иных мотивов. Это может быть выражено цветом, рисунком,
формой. А иногда в одном наряде сочетаются разные веяния.
|